Брюллова отправили в «креативную тусовку»

Dom_Brul12

Государственная историко-культурная экспертиза одобрила проект превращения дома архитектора Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова, №21 в «креативное пространство». Что это такое и «с чем его едят»?

Великолепный петербургский особняк заброшен уже 15 лет

Государственная историко-культурная экспертиза подтвердила, что проект преобразования дома архитектора Александра Брюллова не нарушает охранных требований. Соответствующий документ опубликован на сайте петербургского комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Речь идёт об объекте культурного наследия федерального значения, который в соответствующем реестре официально именуется «Дом Брюллова А.П. (Сюзора П.Ю.)».

20 июля прошлого года давно заброшенный и разграбленный особняк Брюллова нашёл арендатора по петербургской городской программе «Рубль за метр» (аренда на 49 лет, в период реставрации выплачивается рыночная ставка, определённая по итогам торгов, а затем — один рубль за один квадратный метр площади объекта, реставрация должна завершиться в течение семи лет, если инвестор не уложится в установленный срок, договор может быть расторгнут).

Кстати

За трёхэтажное здание общей площадью 2014,1 квадратных метра, занимающее на Васильевском острове участок между Кадетской линией и Тучковым переулком, боролись три участника. В ходе торгов начальная цена (то есть размер ежемесячной арендной платы) увеличилась в 1,4 раза, составив 704,7 тысячи рублей.

Победителем аукциона стало ООО «Я хочу быть твоей канарейкой». Собственник — основатель BS Аrt Development Group Александр Басалыгин. В управлении этой компании находится в Петербурге более 100 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости. Она же будет реализовывать проект по превращению дома Брюллова в «креативное пространство», которое планируется открыть уже через год. Затраты на приведение памятника в порядок оцениваются в 150-200 миллионов рублей.

Так сейчас выглядят интерьеры дома Брюллова

Согласно опубликованному сейчас акту экспертизы, здание (4-5 этажей с мансардой) предполагается обустроить, по сути, под бизнес-центр. На первом этаже планируется зона общепита (бар, буфет, кафетерий, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, ретейл-торговля), а на остальных — офисные и вспомогательные помещения (коворкинг, мастерские, некие читальные залы). Планировка этажей — анфиладная и коридорная. Исторические интерьеры — для банкетов, фотосессий, литературных вечеров, камерных концертов и т.п.

Предполагается и экспозиция, посвящённая истории дома Брюллова. Вход будет и с Кадетской линии, и со стороны Тучкова переулка. Во внутреннем дворе, который скорее всего будет проходным (своеобразный пассаж), намереваются сделать временную постройку (на месте утраченного флигеля), которую тоже будут использовать под общепит.

Внутреннюю перепланировку предполагается осуществить «с сохранением местоположения всех наружных и внутренних капительных стен, отметок коньков и карнизов крыш, с сохранением исторического облика лицевых и дворовых фасадов и интерьеров с ценной архитектурно-художественной отделкой». Обещана реставрация оформления фасадов, балконов, входных групп, дверных и оконных заполнений, парадных интерьеров.

Проект реставрации фасада со стороны Кадетской линии

«Помещения второго этажа лицевого флигеля, представляющие собой бывшую квартиру А.П. Брюллова, сохранили архитектурно-художественную отделку 1840-х годов — парадная лестница, Помпейский зал и три гостиные, расположенные вдоль лицевого фасада, столовая, буфетная. В помещении бокового флигеля сохранился декоративная розетка с лепным орнаментом. В помещении лестницы дворового флигеля (площадка IV этажа, у квартиры №15) сохранилась гипсовая скульптура «Лежащий лев» на прямоугольном плинте. Прочие помещения архитектурно-художественную отделку не имеют», — отмечается в опубликованном акте госэкспертизы.

При этом, как говорят разработчики проекта реставрации/реконструкции особняка (ООО “Кант», учредитель и единственный владелец — Игорь Пасечник, член петербургского Совета по сохранению культурного наследия), в доме Брюллова на сегодня утрачены все мраморные камины и значительная часть скульптурного декора, но, к счастью, есть большое количество архивных изображений исторических интерьеров и даже их цветные фотографии.

Так представляют себе проектировщики двор особняка
возле сохранённого дерева

Проектировщики также заявляют, что все мероприятия в «брюлловском» креативном пространстве планируется проводить «в камерном формате».

«Цель — создание тёплой дружественной атмосферы, где процессы разных направлений могут объединяться в нескольких общих зонах двора. В них разместят деревянные настилы, амфитеатры. Важным акцентом является дерево, которое растёт на месте утраченного жилого корпуса, согласно проекту его планируется сохранить, устроить вокруг кроны амфитеатр и террасы», — рассказывал недавно журналистам Игорь Пасечник.

Концепция обсуждалась на заседании президиума петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в начале апреля этого года. В целом проект получил поддержку, хотя были высказаны и критические замечания.

«Креатив» всё у того же дерева (вид с другой стороны)

«Это всё очень милая игра, за которой скрыто что-то, чего я не знаю и что вызывает у меня определённое беспокойство. Задача понятна: взять заброшенный дом и его обживать. Непонятно чем, но как могут: кто-то кофе пьёт, кто-то курит, кто-то смотрит куда-то. Какой-то бизнес, не очень понятный мне», — скептически высказался Семён Михайловский, ректор Академии художеств (цитата из публикации «Делового Петербурга»).

Короче говоря, «обещалок» и красивых слов много, а что получится в результате, узнаем в 2024-м. Если, конечно, озвученные сроки открытия «креативного пространства» в доме Брюллова не сдвинутся «на попозже».

Об истории этого здания на Кадетской линии «Родина на Неве» уже подробно рассказывала, поэтому напомним лишь некоторые факты.

Кого и куда выведет в конце концов эта старинная лестница
дома Брюллова?

Первое строение на этом земельном участке было заложено ещё при жизни Петра Великого в 1724 году. Скорее всего, речь может идти о воплощении одного из утверждённых тогда для Петербурга типовых проектов (видимо, это был «дом для именитых» — два этажа, семь окон по фасаду). Нынешний вид со стороны Кадетской линии здание приобрело в середине 1780-х, когда им владел купец Грехов.

С конца XVIII века домом владели купцы и промышленники Билибины — предки замечательного русского художника Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942), прославившегося книжными иллюстрациями, оформлением театральных постановок и созданием в 1917 году изображения двуглавого орла без корон и других имперских символов в качестве герба Российской республики.

В 1845 году дом приобретает Александр Павлович Брюллов (1798-1877) — старший брат знаменитого автора картины «Последний день Помпеи», выдающийся архитектор (Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади, лютеранский собор Св. Петра и Павла на Невском проспекте, Михайловский театр, Пулковская обсерватория) и замечательный портретист.

Александр Брюллов. Автопортрет

В процессе перестройки и расширения здания главный фасад остался в прежнем виде — работы коснулись дворовых флигелей, интерьеров и корпуса со стороны Тучкова переулка. Между прочим, новый хозяин в этом доме не жил — здесь размещались его студия и контора, а квартиры и ряд помещений первого этажа сдавались внаём.

После смерти Брюллова дом достался по наследству его дочери Софье, которая была замужем за другим выдающимся петербургским архитектором — Павлом Юльевичем Сюзором (1844-1919). По его проектам в Петербурге было возведено около 100 зданий, но самым известным из них, конечно же, является офис компании «Зингер» на Невском проспекте, где в советское время обосновался Дом книги.

Павел Сюзор — маститый петербургский архитектор начала ХХ века

В числе других выдающихся деятелей русской культуры (Александр Бенуа, Николай Лансере, Иван Фомин, Мстислав Добужинский, Владимир Щуко, Алексей Щусев и др.) Сюзор выступил инициатором создания Музея Старого Петербурга, который и разместился в доме на Кадетской линии. В советское время его фонды были переданы Музею истории Ленинграда.

После 1917 года в доме Брюллова-Сюзора в разное время размещались детский сад, коммунальные квартиры, комбинат «Трудпром», библиотека. В 1955 году была проведена единственная за всю его историю профессиональная реставрация особняка.

В 2008 году дом был признан аварийным и постепенно расселён. Около десяти лет здание заброшено. Среди вариантов использования памятника фигурировали его передача петербургскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а затем Музею-институту исламской культуры. Но все эти планы не осуществились.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы Фонда имущества Петербурга, ООО «Кант» и сайта www.citywalls.ru

Вам будет интересно