Бронзовые быки станут на Обводном «легендарными»

Byk_Koz6

Парные скульптуры быков работы Демут-Малиновского уже не вернутся на то место, откуда в начале 2023-го их отправили в реставрационные мастерские. Будущий адрес — набережная Обводного канала. Окончательное решение ещё не принято, но эксперты высказались «за».

Так ещё недавно выглядели старинные быки у проходной бывшего мясокомбината

На днях опубликован акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению (реставрация и приспособление) объекта культурного наследия федерального значения «Скульптуры быков (две)» (скульптор В.И. Демут-Малиновский, 1827, бронза, гранит).

Об этих памятниках русского искусства и перспективах их установки на новом месте «Родина на Неве» подробно рассказывала в январе нынешнего года, когда фигуры быков были демонтированы с пьедесталов у ворот бывшего мясокомбината имени С.М. Кирова на Московском шоссе, 13 и отправлены на реставрацию в мастерские ООО «РМ “Наследие”».

Экспертиза проектной документации проведена в период с 10 января по 7 марта 2023  по заказу ООО «Архитектурное бюро “Студия 44”». Именно эта компания, возглавляемая Никитой Явейном, и спроектировала жилой комплекс на углу Московского проспекта и набережной Обводного канала (территория бывшего Скотопригонного двора), который строит группа компаний Legenda.

Предполагается, что так будут выглядеть скульптуры на Обводном канале

Первоначально скульптуры были созданы для установки возле главных ворот здания конторы Скотопригонного двора, но со стороны Царскосельской дороги (нынешний Московский проспект).

В 1936 году статуи были перенесены к проходной ещё строившегося тогда Ленинградского мясокомбината имени С.М.Кирова на Средней Рогатке, где и находились до последнего времени. С перерывом, поскольку во время Великой Отечественной войны скульптуры были сняты с пьедесталов и перевезены на территорию Александро-Невской лавры.

Кстати

Эксперты фиксируют, что и перемещение фигур к воротам мясокомбината в 1936-м, и их возвращение туда в 1946-м было осуществлено вопреки мнению городской Инспекции по охране памятников. «В бытность Зам. Председателя Ленсовета Эдельсона, осуждённого как врага народа, были перенесены к мясокомбинату скульптуры быков, работы знаменитого русского скульптора Демут-Малиновского, находившиеся у въезда на территорию молококомбината (быв. Бойни) — Международный проспект, 74. Скульптуры входят в общую композицию архитектурного оформления здания. На фасадах последнего специально оставлены глади стен, на фоне которых должны вырисовываться скульптуры», — говорится в одном из обращений Инспекции по охране памятников в Исполком Ленсовета. Но не помогла даже ссылка на деятельность «врагов народа», фигуры быков были возвращены к воротам мясокомбината.

Для справки:

Лев Романович Эдельсон (1898-1937) — уроженец Тифлиса, член ВКП(б) с 1919-го, член ЦИК СССР, заместитель председателя Ленсовета. Судя по всему, курировал вопросы градостроительства и архитектуры. Арестован 31 июля 1937-го, выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 9 сентября приговорён к высшей мере наказания по статье 58-7-8-11 (организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений), в тот же день расстрелян.

Нынешний акт госэкспертизы по поводу быков Демут-Малиновского в общем выдержан в том же духе, что и обращения ленинградской Инспекции по охране памятников 1930-1940-х годов. С той лишь разницей, что вернуть скульптуры на их действительно историческое и проектно обусловленное место на Московском проспекте теперь невозможно — слишком узкий тротуар, который эти массивные фигуры перекроют.

1920-е. Быки ещё на своём историческом месте на Забалканском проспекте

«Основным решением рассматриваемой проектной документации является перемещение объекта культурного наследия федерального значения… Скульптуры быков, находясь вне исторического Скотопригонного двора, теряют связь с историческим контекстом города и оставаясь на прежнем месте в конечном итоге будут окружены современной застройкой (согласно генеральному плану города, жилая застройка будет здесь только расширятся)…

Скульптуры были выполнены для здания в классическом стиле, были продолжением его архитектурного оформления. При размещении у нового здания мясокомбината, построенного в стиле конструктивизм, этот факт не был учтён. При этом в первоначальном проекте ворот мясокомбината никаких скульптур у ворот не было предусмотрено…

В настоящее время сложилась ситуация, когда возвращение скульптур быков, которые ещё в 1930 году были включены в списки охраняемых государством памятников, на историческое место, зафиксированное в том числе в данных списках — у здания Скотопригонного двора — становится возможным…

Проектом предусмотрен перенос скульптур не на первоначальное место (у главного входа в комплекс Скотопригонного двора со стороны Московского пр.), а ко входу в комплекс со стороны Обводного канала.

Данное решение обосновано существующей градостроительной ситуацией. После расширения проезжей части Московского пр., тротуар, на котором стояли раньше скульптуры, стал значительно уже. Размещение скульптур на прежнем месте в настоящее время невозможно».

В общем, невозможное как бы возможно, но в другом месте, хотя и где-то рядом с историческим. Экспертиза констатировала, что разработанная «Студией 44» проектная документация, предусматривающая перемещение быков Малиновского на набережную Обводного канала, «соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (положительное заключение)». Это ещё не окончательное решение вопроса, но, похоже, оно уже предрешено.

Январь 2023-го. Быков транспортируют
в реставрационную мастерскую

Одновременно с публикацией акта экспертизы, разрешающей установку скульптур на Обводном канале возле заново отстроенной проходной молочного завода, которую в 1949 году соорудили в стилистике позднего ампира, сразу несколько телевизионных каналов «выпулили» репортажи о ходе реставрации бронзовых быков.

Информация сводится к следующему:

Во-первых, нынешняя реставрация этих скульптур работы Демут-Малиновского — первая со времени их создания полноценная и профессиональная.

Во-вторых, сейчас происходит очистка фигур от многочисленных красочных слоёв, накопившихся за два века. Между прочим, обнаружены и следы белой краски, которую, как предполагают реставраторы, использовалась для маскировки скульптур во время Великой Отечественной войны.

В-третьих, в результате рентгено-флуоресцентного анализа установлен химический состав сплава скульптур. Его основу составляет медь, легирующими добавками являются цинк, свинец, олово, железо, в примесном количестве присутствуют кремний, алюминий и никель, то есть состав сплава «в целом характерен для русской бронзы первой половины XIX века».

В-четвёртых, под всеми слоями краски специалисты обнаружили патину бронзы, то есть изначально быки не были ничем окрашены и их цвет «был примерно таким же, как у многих памятников, установленных в Петербурге».

В-пятых, в процессе расчистки «вскрыты» следы прежних реставрационных работ. Зафиксированы всевозможные вставки и врезки, отсутствие либо полное закрытие отверстий для отвода конденсатной влаги из внутреннего объёма скульптур. Утраченный хвост у одного из быков, как выяснилось, выполнен из пластика.

Происходит очистка фигур от многочисленных красочных слоёв

Всего список накопившихся за 200 лет проблем этих скульптур насчитывает три десятка пунктов. Реставраторам предстоит решить их до конца нынешнего года. Кроме того, на Обводный канал ещё предстоит перенести от ворот мясокомбината на Московском шоссе исторические гранитные постаменты, которые тоже ещё предстоит привести в порядок.

Напомним, что в 1824-м комиссия по постройке Нового скотного двора заключила договор на создание двух фигур быков со скульптором Василием Демут-Малиновским. Эскизы скульптур и их «привязку» к местности сделал архитектор Иосиф Иванович Шарлемань (1782-1861), по проекту которого и происходило строительство объекта. Через три года статуи, отлитые в мастерской Антипа Дмитриева на Васильевском острове (якобы там быкам дали прозвища Взорка и Невзорка), заняли свои пьедесталы у здания конторы Скотопригонного двора.

Василий Иванович Демут-Малиновский (1778-1846) — выдающийся русский ваятель эпохи классицизма, выпускник, впоследствии профессор, академик и ректор по отделению скульптуры Императорской Академии художеств. За время учёбы отмечен за свои работы малой и большой серебряными, а также малой и большой золотыми медалями, отправлен на стажировку в Италию.

Василий Демут-Малиновский в старости

Создал статуи, барельефы и элементы скульптурного оформления для Казанского собора, Адмиралтейства, Павловского и Зимнего дворцов, Горного института, Нарвских ворот, Александринского театра и Императорской Публичной библиотеки, арки Главного штаба и др.

Одним из самых мощных произведений скульптора считается экспонируемая в Русском музее статуя «Русский Сцевола». Выполненная в 1813 году, она изображает русского крестьянина, который готовится отрубить себе руку, на которой во время пребывания во вражеском плену выжжено клеймо.

Замечательный скульптор ушёл из жизни в 1846 году, был похоронен на Смоленском православном кладбище, в 1930-е его прах перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы КГИОП, Музея городской скульптуры и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно