По программе ремонта фасадов исторических многоквартирных домов Петербурга объявлены конкурсы на приведение в порядок двух зданий, расположенных в Большом Казачьем переулке «по диагонали» друг от друга — №6 и №9. Немного об истории и современности этих строений.
Открытые конкурсы в электронной форме размещены городским комитетом по государственному заказу, заказчиком работ выступает Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры» (подведомственно комитету городской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры — КГИОП).
Один тендер именуется «Выполнение работ по реставрации и ремонту лицевых и дворовых фасадов объекта культурного наследия регионального значения “Дом Зайцева (Ф.И. Кривдина)” (Санкт-Петербург, Большой Казачий пер., дом 9, литера А)», а второй — «Выполнение работ по реставрации и ремонту лицевого и дворовых фасадов объекта культурного наследия регионального значения «Дом М.В. Захарова» (Санкт-Петербург, Большой Казачий переулок, дом 6, литера А)».
По первому объекту начальная (максимальная) цена контракта 224 624 072 рубля, по второму — 183 394 520 рублей. Срок выполнения работ — октябрь и декабрь 2026 года.
Техническое задание по двум старинным домам предусматривает ремонт и реставрацию кирпичной кладки, штукатурки, лепного декора, ворот, ограждений парапетов, фасадных вентиляционных решёток, оконных и дверных заполнений с изготовлением и установкой фурнитуры, замену водосточных труб и многое другое.
Кстати
В 2024 году в Петербурге планируется отреставрировать фасады 45 старинных жилых домов, которые являются памятниками. В общей сложности на эти работы направляется 2,8 миллиарда бюджетных рублей. При этом городской Фонд капитального ремонта в текущем году должен отремонтировать в Петербурге крыши 426 и фасады 226 домов. Сейчас работы ведутся на более чем 120 фасадах и 270 кровлях. Из городского бюджета на это выделено 37,1 миллиарда рублей.
Переходим к истории. В середине XVIII века между Фонтанкой и Загородной дорогой (современным одноимённым проспектом), находилась Донская казачья слобода. Здесь размещались казармы, здания полковой канцелярии и других служб, отдельные домики для офицеров. Значительная часть территории была отведена под огороды, которые сдавались в аренду. Впоследствии этот довольно большой участок был распродан частным лицам, а дороги, его пересекавшие, превратились в два Казачьих переулка — Большой и Малый.
Во второй половине XIX века эти кварталы застраиваются сначала сравнительно небольшими доходными домами с дешёвыми квартирами, которые снимали мелкие чиновники, лавочники и студенты. В начале ХХ века ситуация изменилась. Рядом располагались знаменитые бани, на Семёновском плацу — ипподром, рядом — Царскосельский (ныне Витебский) вокзал, поблизости на Гороховой квартировал Григорий Распутин, плюс — казармы и офицерское жильё Лейб-гвардии Семёновского полка. В общем, всевозможная «злачная» жизнь в этой районе закипела, что привело к преображению различным местных построек в огромные доходные дома с обильно украшенными фасадами.
История участка, на котором расположен дом №9 по Большому Казачьему переулку (в реестре памятников градостроительства и архитектуры значится с 2009 года под названием «Дом Зайцева (Ф.И. Кривдина)»), более-менее прослеживается с начала XIX века, когда им (и несколькими сопредельными) владел купец третьей гильдии Иван Баймаков. В плане 1828 года здесь зафиксировано двухэтажное каменное прямоугольное строение по всей ширине, с северной стороны здание имело деревянные пристройки в виде протяжённой веранды или галереи и деревянные сооружения хозяйственного назначения.
В начале 1830-х дом перешёл во владение купца Семена Зайцова, при нём флигель во дворе был перестроен в пятиэтажный каменный дом с фасадом, решённым в духе безордерного классицизма по аналогии с главным корпусом здания. Затем был разработан и реализован проект перестройки трёхэтажного каменного здания с учётом расширенного Малого Казачьего переулка. Он замыкал внутренний двор в виде буквы П и образовывал единую постройку с новым флигелем.
Впоследствии участком и расположенными на нём строениями владели: коллежский асессор де Бурго-Кляве, жена статского советника Писаревская, некая Карминная, купчиха Наталья Гречишкина, жена потомственного почётного гражданина Мария Соколова, вдова купца Наталья Травникова, петербургский мещанин Фёдор Кривдин.
По заказу последнего в 1905 году техник Городской управы архитектор Алексей Павлович Шильцов (1857-1909) осуществил перестройку по своему проекту. На счету этого зодчего — два десятка доходных домов и других построек в Петербурге.
«Главный корпус на углу Большого и Малого Казачьего переулков был разобран и построен новый пятиэтажный дом, фасад которого сочетал в себе элементы архитектуры периода поздней эклектики и стиля модерн. Здание смежного трёхэтажного флигеля по Малому Казачьему переулку надстроено до пяти этажей и оформлено также в стиле эклектики с некоторым упрощением деталей. Угловая часть здания на пересечении переулков была решена в виде закруглённого эркера. В следующем году архитектором Шильцовым был разработан и утверждён проект постройки во дворе дома каменного шестиэтажного жилого флигеля с мансардой и примыкавшего к нему каменного одноэтажного сарая», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.
В предреволюционные годы дом неоднократно закладывался в Городском кредитном обществе, в связи с чем в архивах сохранилось несколько комплектов чертежей его подробных чертежей. После Кривдина строением владели генерал и граф Шувалов (инспектор лечебных заведений Петрограда), а затем генерал-майор Невельский (Невельской). После устройства на первом этаже дома коммерческих помещений с витринным остеклением здесь располагались трактир, чайная и другие заведения торговли и общепита.
В советское время дом не претерпел никаких существенных изменений. Первый этаж занимали различные учреждения сферы бытовых услуг и торговли, а остальной объём — коммунальные квартиры, в которых производились всевозможные перепланировки и локальные переделки, из-за чего частично утрачены лепные украшения потолков, печи, оконная и дверная фурнитура, паркет и керамическое покрытие полов. В период Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады в здание попала авиабомба, причинившая значительные разрушения во флигеле, обращённом фасадом в Малый Казачий переулок…
Дом в Большом Казачьем переулке, 6 (литера А) — «Дом М.В. Захарова» включён в единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения в августе 2019-го.
«Здание относится к числу наиболее репрезентативных произведений поздней эклектики, дающих объективное представление об этом направлении в петербургской архитектуре. Фасад здания выполнен в формах неоренессанса. Сохранились декоративные элементы (полуколонны дорического ордера, пилястры, фриз с гирляндами на эркерах с картушными композициями, розетки с цветочными гирляндами), метлахская плитка пола и подлинное оформление стен входного тамбура, наружная двустворчатая дверь», — говорится в информационном сообщении КГИОП.
Владелец кирпичного завода в Усть-Ижоре и пяти доходных домов в Петербурге купец и коммерции советник Михаил Васильевич Захаров приобрёл этот участок в Большом Казачьем переулке в 1901 году. Через два года здесь был построен пятиэтажный дом на высоком подвале (предназначался для коммерческих заведений) с симметрично расположенными по обеим сторонам от двух центральных арочных проёмов отдельными входами и витринными окнами. Проект разработал гражданский инженер Пётр Батуев.
Пётр Николаевич Батуев (1872-?), петербургский архитектор, выпускник Алексеевского реального училища в Екатеринбурге и Института гражданских инженеров Императора Николая I в Санкт-Петербурге. Служил при Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел (1899-1903), соиздатель журнала «Домовладелец» (1906-1908), по проектам Батуева в столице Российской империи до 1917-го было построено полсотни доходных домов. Биографических данных об архитекторе после начала Первой мировой войны не обнаружено.
В 1904 году дом перешёл во владение потомственного почётного гражданина Ушина, который в 1916-м продал недвижимость генерал-лейтенанту Шабельскому. После революционного 1917-го дом был национализирован и приспособлен под коммунальные квартиры.
«Переулок, где мы живём, назывался Казачий. В этом переулке давно-давно жил Ленин. Дом, где он жил, как раз напротив наших окон. Дом небольшой по сравнению с нашим шестиэтажным, в Ленинском доме всего три этажа, и вход в квартиру, где он жил, со двора. Комната, где он жил, маленькая, и в ней стоит стул, как у нас дома, называется — «венский». Мне очень нравится наш переулок, который теперь называется переулком Ильича. Нравится мостовая из крупных булыжников. Когда её поливает из шланга дворник, в комнате нашей пахнет свежестью и мокрой пылью. В другом доме напротив — неленинском — булочная. Я очень люблю, когда мама посылает меня купить в булочной «за рубль сорок пять батон и полкило хлеба». Я бегу вниз по широкой лестнице со второго этажа и с трудом открываю тяжёлую входную дверь. Дверь тоже очень интересная: на ней деревянные морды львов. Львы круглые, коричневые и совсем не страшные. Я бегу по булыжникам, по ним так легко бежать и подпрыгивать, вбегаю в маленькую булочную — в ней всегда пахнет свежим хлебом и ванилью — и тянусь рукой к окошечку кассы. В руке рубль и мелочь. Раздаётся мелодичный звон из серебристой кассы, украшенной интересными, тоже серебристыми вензелями. И вот у меня в руках розоватый тёплый батон и половина круглого хлеба. Очень хочется отломить горбушку, но нельзя. Во-первых, батон станет некрасивым, а во-вторых, мама заругает. У двери квартиры становлюсь на вторую ступеньку лестницы, чтобы дотянуться до круглого чёрного звонка, и нажимаю один раз. Это нам, Дорониным, один звонок. Другим повезло — им можно звонить даже по пять раз. А у нас только один. Квартира большая. Очень. Мама говорит, что в этой квартире жила одна семья и прислуга этой семьи… Не может быть! Теперь живут шесть семей, и все помещаются», — говорится в книге народной артистки СССР Татьяны Дорониной «Дневник актрисы»…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета