Большой Смоленский мост раздора

BolSmol4

Объявлен конкурс на подготовку территории для строительства Большого Смоленского моста через Неву и на работы по первому его участку. При общей стоимости сооружения в 50 миллиардов рублей (наверняка обойдётся дороже) этот первый контракт — максимально за 2,64 миллиарда.

Проектные картинки изображают очень красивый мост

Заказчиком выступает Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение «Дирекция транспортного строительства». В качестве объекта госзакупки обозначено выполнение работ по строительству объекта «Новая транспортная магистраль с мостом через реку Неву в створе Большого Смоленского проспекта с «выходом» на улицу Коллонтай на участке от проспекта Обуховской обороны до Дальневосточного проспекта. Плюс подготовка территории строительства с разработкой документации.

Начальная (максимальная) цена контракта — 2 639 699 058,54 рубля. Размер аванса — 30 процентов. Условия конкурса предусматривают:

«Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги».

Согласно условиям контракта, строительные работы должны завершиться к 31 октября 2026 года. Заявки на участие в аукционе принимаются до 25 января 2024-го.

При этом 24 декабря уже минувшего года на Перевозной набережной установили закладной камень на месте строительства Большого Смоленского моста. В церемонии участвовал губернатор Санкт-Петербурга.

«Большой Смоленский мост будет иметь шесть полос движения. Он улучшит транспортную доступность и упростит поездки на общественном и личном транспорте для 800 тысяч жителей Петербурга», — говорил Александр Беглов ещё в начале 2023-го.

Переправа «заточена» на автомобилистов. Пешеходам здесь придётся сложно

Итак, сооружение спроектировано петербургским институтом Гипростроймост (в 2023-м ему исполнилось 55 лет). Общая ширина переправы составляет 38,24 метра, протяжённость — более 2,3 километра (с учётом прилегающих транспортных развязок — 8,8 километра), полосы движения — 4-6, тротуары с велосипедными дорожками, расчётная интенсивность движения по новой переправе через Неву составит 99 тысяч единиц в сутки.

Мост, предусмотренный Генеральным планом Санкт-Петербурга (ещё в 1970-е) и концепцией развития транспортной системы города, соединит левобережную и правобережную части Невского района. Он будет расположен между Володарским мостом и мостом Александра Невского — на самом длинном отрезке Невы в городской черте, где нет переправ. Его подключат к улично-дорожной сети через развязки с проспектом Обуховской обороны, Октябрьской набережной, а также с Дальневосточным проспектом в районе улицы Коллонтай. Новый мост будет разводным, с пролётом в 66,2 метра, на нем будет шесть полос для автомобилей, две выделенные полосы для транспорта, одна велодорожка и один тротуар.

«Большой Смоленский мост станет частью будущей магистрали, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра. Это первый новый разводной мост через Неву, который построят в Северной столице за последние 40 лет. Предыдущий такой мост — Кантемировский — был открыт в 1982 году. Большой Смоленский мост будет иметь лёгкие арочные пролёты, которые продолжат традиции исторических переправ города», — говорится в информационном сообщении пресс-службы Смольного.

В бюджете Санкт‑Петербурга на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов на строительство этой переправы предусмотрено потратить более 27 миллиардов рублей. «Их планируется направить на закупку материалов и технологий, чтобы обеспечить своевременный старт строительно-монтажных работ в этом (2023-м) году». В целом строительство переправы планируют завершить не позднее 2032-го.

На этом победные реляции по поводу нового моста исчерпаны и наступает пора обсуждения всяческих неурядиц, связанных с этой переправой.

На этой схеме прекрасно видно, что на левом берегу Невы транспорту с моста деваться некуда

Прежде всего, из-за строительства предмостной транспортной развязки развязки на левом берегу к сносу оказались приговорены восемь зданий дореволюционной постройки №№ 48, 54, 56, 60, 69, 71, 44, литера А, 68, литера А по проспекту Обуховской обороны). Для этого городской закон № 820-7 об объединённых зонах охраны скорректирован Законодательным собранием Санкт-Петербурга ещё весной 2023-го.

Некоторые из этих зданий дореволюционной постройки в советское время претерпели значительные изменения (надстройка, переоформление фасадов и т.п.), но как минимум два из них представляют несомненную историческую и культурную ценность (заметим, что старинных зданий на проспекте Обуховской обороны вообще сохранилось не так уж много).

Во-первых, небольшое здание Невской ветеринарной лечебницы (дом 68, литера А), которое в процессе обсуждения проекта моста даже предлагали не демонтировать, а передвинуть. Во-вторых, в доме 54 по проспекту Обуховской обороны располагалась 117-я трудовая школа, в которой училась юная Ольга Берггольц. Кроме того, в 1941 году в этом здании была сформирована дивизия народного ополчения Володарского района, чему посвящена мемориальная доска, установленная на фасаде дома.

К сожалению, несмотря на все усилия градозащитников, призывавших скорректировать проект и сохранить старинные дома, на сегодня можно определённо сказать, что эти здания приговорены к сносу. При этом ряд специалистов дорожной отрасли отмечают: развязка на левом берегу Невы занимает неоправданно большую территорию.

Ещё одна проблема нового моста — отсутствие связи Большого Смоленского проспекта с транспортной сетью Фрунзенского района. Нужен виадук через пути Московской железной дороги, но таковой, похоже, даже не проектируется. Хотя заявлялось, что «проект станет частью внутреннего полукольца поэтапно формирующейся магистрали, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра».

Пока же транспортный поток новой переправы на левом берегу Невы «упадёт» на улицы Бабушкина и Салова, а также на проспект Обуховской обороны, которые и так стоят в пробках в пиковые часы. Причём это происходит не из-за отсутствия дополнительной переправы через Неву, а вследствие активной застройки «человейниками» территорий в Рыбацком, Металлострое и далее.

Отметим, что заявленная реконструкция Цимбалинского путепровода над линией Московской железной дороги тоже «тупиковая»: поток транспорта с этого моста в Невском районе опять-таки придётся, в основном, на улицу Седова, а с противоположной стороны пока не планируется (или это тайна?) соединить улицы Турку и Бассейную через линию Витебской железной дороги. То есть никаких дуговых магистралей решительно не складывается. Таково представление Смольного о транспортной инфраструктуре?

Этот проектный рисунок не показывает, как будет выглядеть панорама Невы после строительства моста Широтной магистрали

При этом не следует забывать, что по проекту строительства Широтной магистрали скоростного движения (платной) предполагается сооружение ещё одного моста через Неву в этом же районе:

«В соответствии с Генеральным планом развития Санкт-Петербурга Широтная автомагистраль скоростного движения с мостом через реку. Неву в створе Фаянсовой улицы — Зольной улицы является одним из основных звеньев каркаса городских магистралей скоростного и непрерывного движения наряду с Кольцевой автомобильной дорогой и Западным скоростным диаметром. Создание Широтной магистрали является важнейшим этапом развития транспортной системы Санкт-Петербурга, обеспечивающим прямую связь восточных районов городской застройки с югом города и опосредованно через ЗСД с севером, выводя транзитные транспортные потоки на систему скоростных и непрерывных магистралей в обход улично-дорожной сети города», — говорится на официальном сайте автономной некоммерческой организации «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

И этот проект предусматривает эстакады над железнодорожными путями и Витебской, и Московской железных дорог. Потому что дорога платная?

«Родина на Неве» уже рассказывала о проблемах, связанных со строительством Большого Смоленского моста. Эти материалы можно прочитать здесь и здесь. О Цимбалинском путепроводе — здесь.

Игорь Теплов

Использованы изображения с сайтов Института Гипростроймост-Санкт-Петербург, комитетов администрации города и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно