Три года прошло после того, как губернаторы Ленинградской области и Санкт-Петербурга, Александр Дрозденко и Александр Беглов, объявили о запуске процесса «единения» возглавляемых ими регионов. За это время была создана комиссия, призванная обсуждать обозначенное единение, и сайт для освещения этого процесса. Могло появиться что-либо ещё? При существующей конфигурации управления – вряд ли.
А пока связь Мурино с «большой землёй», то есть с Санкт-Петербургом, только ухудшается. Съезд с КАД, созданный три года назад, проблему не решает. Да и не все жители стотысячного города имеют автомобили. И это хорошо – иначе бы Мурино представляло собой огромную автомобильную пробку. Большинство жителей Мурино ездят в Петербург и из Петербурга на метро. В часы пик на станции «Девяткино», в поземном переходе на платформы, образуется пробка из людей. Очередь движется очень медленно. Давка. И это весьма небезопасно, особенно в наши тревожные дни (достаточно хлопка, чтобы пассажиры в панике начали давить друг друга). Утром поезда из «Девяткино» уходят переполненными настолько, что на следующих станциях в них просто не войти. То есть таким образом муринская проблема распространяется и на жителей северных районов Санкт-Петербурга.
Не лучше дела обстоят в Кудрово. Проекты продления ветки метро от станции «Улица Дыбенко» и запуска в Кудрово электрички – на стадии разговоров. Да и разговоры как-то сами собой затухли. И всё остаётся на той же стадии, что и три года назад. В город и из него ведут две небольшие дороги, проложенные ещё в советские времена.
Проблемы можно перечислять долго. Но все они коренятся в той административной реформе, принятой, по словам главы российского государства Владимира Путина, «на волне сепаратизма» и «парада суверенитетов», о разделе Санкт-Петербурга и Ленинградской области на два региона. Причём создаётся такое впечатление, что разделили их, исходя из принципа «Хватай, что плохо лежит!». Почему находящийся в 53 километрах от центра Санкт-Петербурга Зеленогорск стал его частью, а расположенная 47 километрах от него Гатчина – нет? В итоге на границе с северной столицей за последние годы выросли огромные жилые массивы, которые административно входят в другой регион, а на деле, примыкая вплотную к ней, превратились в её микрорайоны.
Как верно заметил в апреле 2021 года вице-премьер Марат Хуснуллин, развитию агломераций в нашей стране «мешает административное деление», а значит, регионы надо укрупнять.
Почему, например, Казань развивается не только бурно, но и относительно планомерно. Потому что она не отдельный субъект федерации, окружённый Татарстаном, а столица Татарстана. Все большие транспортные проекты в Петербурге и Ленинградской области, осуществлённые за последние годы, были федеральными. Самим регионам трудно не то что реализовать какой-либо совместный проект, а даже сверстать его бюджет. Вот и остаётся его главам ходить другу к другу на региональные праздники, чтобы поесть блины и попрыгать в мешках.
Известно, что в Европе есть примеры агломераций, в которые входят разные административные единицы, например, окружённый предместьями Париж. Собственно столица Франции по современным меркам – не самый большой город. В ней живёт немногим более двух миллионов человек. А вот уже парижская агломерация насчитывает более 12 миллионов жителей. Всего в Большой Париж входят 412 коммун плюс 20 округов самого Парижа. Но, скажем, у жителей Сен-Дени или Монтрёй не возникает тех транспортных проблем, что у жителей Мурино или Кудрово. Пригороды Парижа соединяют с ним линии метро, железнодорожное, а в некоторых случаях и трамвайное сообщение.
Отметим, что проект «Большой Париж» начал реализовываться в середине первого десятилетия этого века по воле высшего политического руководства страны того времени. На него выделяются деньги из общегосударственного бюджета. Так, до 2025 года из французского бюджета выделены 32,4 миллиарда евро на модернизацию современных транспортных сетей RER (высокоскоростных электричек – Региональных экспресс-сетей, функционирующих в регионе Иль-де-Франс) и на запуск автоматического метро.
Наверное, сейчас не время затевать большие административные реформы в нашей стране. Разговоры об укрупнении регионов больше никто у нас и не заводит. Так почему бы не обратить внимание на Большой Париж? Он указывает на то, что для решения коммуникационного вопроса между городом и предместьями нужен продуманный план, принятый на уровне правительства. Будет такой план, спущенный сверху, появятся люди, назначенные верховной властью для контроля за его реализацией, проблемы коммуникации будут разрешаться, несмотря на административные разделения. А нам Большой Петербург пока только снится.