Перейти к содержимому
Главная страница Большой Лондон: сильный мэр – сильная агломерация

Большой Лондон: сильный мэр – сильная агломерация

«Лондон — столица и крупнейший город Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии.  Административно образует регион Англии с населением 8 908 081 человек (2018 г.) — это третий по величине город Европы Образует агломерацию Большой Лондон) и более обширный метрополитенский район), являющиеся по численности населения в ЕС второй городской и первой региональной агломерациями, соответственно», читаем мы в Википедии.

Как самостоятельная административная единица Лондонское графство, включающее Лондон Сити, существует с 1899 года на основании Закона о местном управлении

Агломерация Лондон фактически сформировалась в середине XIX века. Как самостоятельная административная единица Лондонское графство, включающее Лондон Сити, существует с 1899 года на основании Закона о местном управлении (Local Government Act), который регулировал управление регионом вплоть до 60-х годов прошлого века. К этому времени территория Лондона находилась в ведении уже 90 органов местного самоуправления, и сложная система городского администрирования настоятельно требовала реформ.  

Совет Большого Лондона как орган управления был создан только в 1965 году, с образованием нового графства – Большой Лондон. Количество районных советов сократилось до 32 в соответствии с количеством новых городских районов.  Однако Совет просуществовал недолго, до 1986 года, и был распущен с принятием Закона о местном самоуправлении. А фактически по причине личной неприязни премьер-министра, «железной леди» британского консерватизма Маргарет Тетчер к руководителю Совета Кену Ливингстону, представлявшему левое крыло Лейбористской партии. Примечательно, что в последствии «Красный Кен» (прозвище Ливингстона) занимал пост мэра Лондона с 2000 по 2008 годы, на котором его сменил нынешний премьер Борис Джонсон.

Схема управления Большим Лондоном

С 1986 по 2000 годы Лондон управлялся одноуровневой системой 32 районных советов и корпорацией лондонского Сити, что существенно, не сказать беспрецедентно, расширяло полномочия местных муниципалитетов.

С 2000 года Большой Лондон вновь обрел двухуровневую систему управления. Единый выборный представительный орган – Ассамблея Большого Лондона состоит из 25 избираемых сроком на четыре года депутатов. К сфере полномочий ассамблеи относятся вопросы стратегического планирования, контроль вопросов экономического развития полиции, пожарной службы, транспорта.

Исполнительную власть агломерации возглавляет избираемый прямым голосованием мэр Лондона. При этом, следуя принципу так называемого «позитивного регулирования», полномочия любого органа власти детально определяет только закон.

Ассамблея Лондона

К компетенции Мэра Лондона согласно Акту правительства относится:

– управление городским транспортом;

– территориальное планирование;

– экономическое развитие;

– охрана окружающей среды;

– руководство полицией (очень интересный, достойный отдельного рассмотрения опыт!);

– руководство пожарной охраной;

– управление культурой, спортом, СМИ.

Мэр Лондона Садик Хан

Мэр, как и депутаты ассамблеи, избирается сроком на четыре года и фактически обладает большими по сравнению с последней полномочиями. (Как показывает опыт, от мэра Лондона до должности премьер министра Великобритании путь не далёк).

Ассамблея не может, к примеру, отклонить предложенный мэром проект бюджета, а может лишь предложить альтернативный проект, для принятия которого потребуется 2/3 голосов.

В Сити (City of London) администрации нет, управление лежит на Корпорации Лондона во главе с лорд-мэром (должность выборная) – традиционном органе власти, сохранившимся со времен средневековья.

На уровне муниципальных округов (32 плюс Сити) действуют избираемые гражданами каждые четыре года муниципальные советы во главе с председателем (переизбирается ежегодно, и, по сути, является наёмным менеджером), который представляет партию большинства. При этом его заместитель – представитель оппозиции. Сессии муниципальных советов проводятся дважды в месяц и длятся не более шести часов.

Для решения отдельных вопросов создаются различные комитеты, при этом председатель Совета обязательно входит в каждый из них. Все заседания и собрания Советов и комитетов открыты, и любой желающий может принимать участие в обсуждениях, без права голоса, конечно. И этот момент так же, я считаю, может найти своё положительное применение и в нашей стране.

Таким образом, система органов самоуправления Большого Лондона чётко определена и разграничена законодательно.

На общегородском уровне основная власть сосредоточена в руках мэра Лондона, в то время, как на районном уровне полнота власти принадлежит выборным советам, нанимающим и контролирующим управленцев-профессионалов. Финансирование Лондонской администрации производится как напрямую из бюджета Великобритании, так и за счёт муниципального налога.

Лондонский полицейский не воспринимается как часть некой карательной структуры, да и не ведёт себя подобным образом

Даже само развитие Лондона подчинено строгому регламенту. В 2004 году был принят План Лондона, определяющий его развитие вплоть до 2031 года. Состоит План из семи глав, посвящённых самой стратегии, районированию, населению, экономике, ответу на изменение климата, транспорту, жилью.

Строго ограничительные рамки деятельности администрации крупной городской агломерации хотя и притормаживают в некоторых аспектах оперативность реагирования в случае непрогнозируемых изменений внешних обстоятельств, с другой стороны, однозначно решают проблемы необоснованного роста бюрократического аппарата, появления неэффективных и дорогостоящих так называемых «конъюнктурных проектов» и во-многом проблемы коррупции и необоснованных бюджетных затрат (читай – воровства).

Короткая ремарка по поводу прямого подчинения полиции мэру: поскольку последний избирается прямым голосованием граждан, подобная система гарантирует доброжелательное и лояльное отношение полиции. Полицейский не воспринимается как часть некой карательной структуры, да и не ведёт себя подобным образом. Помощь гражданам в банальных бытовых ситуациях, таких, как снятии котёнка с дерева, – не являются некими pr-акциями, они в обыденном порядке вещей. Меня, к примеру, неоднократно подвозили в общежитие полицейские на служебном автомобиле, когда в студенческие годы я ненароком пропускала последнюю электричку в пригород. И это вовсе не среди ночи, когда одинокой иностранной студентке может угрожать какая-либо опасность. Нет, последняя электричка уходила их центра Лондона в 18.30 вечера. И полиция ни разу не то, чтобы не отказала, они не предлагали вызвать такси, не объясняли, как добраться на автобусе, они всегда очень доброжелательно вызывались доставить меня до кампуса, хотя это совершенно точно вне зоны их обязанностей. И я по прошествии нескольких десятилетий вспоминаю полицию Лондона с очень тёплыми чувствами.

Оксана Шинкаренко

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2