Большой Дрезден: культура, фармацевтика, «силиконовая Саксония»

Drezden

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о центре Саксонии — Большом Дрездене

Как известно, в эпоху существования ГДР Дрезден считался одним из самых главных городов восточногерманского государства. Ещё раньше этот город был центром королевства Саксонии. Сегодня же насчитывающий более полумиллиона жителей Дрезден — столица расположенной в восточной части Германии земли Саксонии. И одна из основных восточногерманских агломераций: в зоне «Большого Дрездена», куда входят также административные территории ещё семи прилегающих к нему городов, в совокупности проживают сейчас более 1,3 миллиона человек.

Дрезден имеет весьма длинную и богатую события историю. Ещё в далёкие века Новой истории этот город считался одним из ключевых культурных и исторических центров «немецкого мира». К слову, эту славу Дрезден сохранил и по сей день. Историки знают, что исторический центр этого города был сильно разрушен на исходе Второй мировой из-за массированных англо-американских бомбардировок, но после войны город и, в частности, его центральные районы, были реконструированы и Дрезден превратился, пожалуй, в самый красивый город в ГДР.

Вместе с тем, Дрезден и прилегающие к нему районы в «коммунистическую» эпоху были известны и своими индустриальными комплексами, где развивались различные отрасли тяжёлой промышленности. После воссоединения Германии в 1990 году Дрезден вписался в «экономику услуг», однако различные сферы промышленности до сих пор имеют вес в этом районе Саксонии. Фармацевтика (к слову, Дрезден считается чуть ли главным центром производства вакцин в Германии), агропромышленные предприятия, сектор электрического инженеринга — эти отрасли по-прежнему достаточно весомы в экономике «Большого Дрездена».

Сейчас в зоне «Большого Дрездена» весьма низкий уровень безработицы: он практически не превышает пяти процентов трудоспособного населения. Валовый внутренний продукт (ВВП) в зоне Дрездена стабильно растёт, а ВВП на душу населения в столице Саксонии превышает 39 тысяч евро, что считается для земли Саксонии самым высоким показателем. Эксперты считают, что в целом экономику «Большого Дрездена» можно назвать одной из самых динамичных — по сравнению с другими германскими агломерациями. Видимо, не без оснований Гамбургский институт международной экономики в 2019 году назвал Дрезден одним из самых «перспективных» центров Германии.

Отметим также, что вокруг Дрездена, в долине реки Эльба, раскинулась так называемая Силиконовая Саксония», или «Силиконовая долина», в рамках которой действуют фирмы и компании в области нанотехнологий, транспортной инфраструктуры, информатики, биоинженеринга, физики, биологии и т. д. Функционируют множество исследовательских институтов, в том числе и федеративного измерения. В данной связи не удивительно, что в Дрездене активно работают различные технологические высшие учебные заведения. В частности, объединяющий около 36 тысяч студентов Дрезденский университет технологии. Это высшее учебное заведение входит в десятку крупнейших университетов Германии.

В политическом плане административный центр Саксонии управляется правоцентристскими силами, лорд-мэром города является свободный демократ Дирк Хильберт. В свою очередь, на уровне небольших городков в зоне «Большого Дрездена» ведущей силой выступают христианские демократы. Таким образом, в политическом отношении в рамках дрезденской агломерации в целом противоречий не прослеживается. В последние годы в Дрездене растут крайне правые, антииммигрантские настроения, но местная власть выступает за то, чтобы Дрезден оставался, как и в прошлом, радушным для всех новых обитателей и гостей городом.

Безусловно, и на новом историческом этапе Дрезден и прилегающие к нему образования остаются сосредоточением культурных ценностей. Город на Эльбе, как и в прошлом, может рассматриваться как один из самых самобытных и красивых городов Германии. Логично, что Дрезден был и остаётся одним из самых посещаемых городов федеративной Германии. К примеру, в докоронавирусные времена главный город земли Саксонии ежегодно посещали около 4,7 миллиона человек, что, естественно, приносило доход не только «малому» Дрездену, но и всей агломерационной зоне.

В центре Дрездена туристы встречаются с присущей «саксонской столице» архитектурой барокко и рококо. Интересны и обладают безусловной притягательностью церковь XVIII столетия Фрауенкирхе, дворцовый комплекс Цвингер, старый оперный театр «Семпсеропер», очень красивый Дрезденский замок. Дрезден знаменит одним из самых известных в Германии рождественских рынков. Безусловно, жемчужиной культурного достояния выступает всемирно известная Дрезденская галерея, коллекция которой начала создаваться ещё в XVI веке — на сегодня это один из наиболее крупных музеев изобразительных искусств не только в Европе, но и на планете.

Если же говорить уже об агломерационной зоне, то и она может кое-чем «похвастаться». Так, в долине Эльбы, к юго-востоку от Дрездена расположен Национальный парк «Саксонская Швейцария», недалеко, в районе германо-чешской границы, имеются и красивейшие озёра, на берегах которых расположены отели и санатории. В 13 километрах от Дрездена находится также привлекающий туристов Моризбургский замок.

Отметим здесь, что специалисты считают дрезденскую агломерацию сегодня достаточно чистой в экологическом отношении. Согласно международным рейтингам, Дрезден относится к числу наиболее «стрессоустойчивых» городов европейского континента, обходя в данной «категории» такие крупные немецкие города, как Берлин, Дюссельдорф и ли Франкфурт-на-Майне. Отчасти это связано с тем, что в последние годы программа развития общественного транспорта в «Большом Дрездене» была переориентирована в природоохранительном направлении — в пользу развития тех видов транспорта, которые не загрязняют окружающую среду.  

Предыдущие статьи цикла:

«Большой Стамбул» — столица Евразии

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Вам будет интересно