Бокситогорск и Тихвин: первые с предпоследними — братья навек

Tichvin_Box_Pikaleve

В алфавитном порядке эти два соседних района в списке аналогичных муниципалитетов Ленинградской области расположились именно так. Но в реальности всяческие «пальмы первенства» между ними распределились очень по-разному. И как же?

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — одна из святынь и архитектурных жемчужин России

По-прежнему всё начинается с путей сообщения

С точки зрения транспортных коммуникаций в данном случае всё очевидно. Все три крупных города этих двух районов — Тихвин, Бокситогорск и Пикалёво — расположены «с шагом» в 30 километров друг от друга практически по линии железной дороги Санкт-Петербург — Вологда и федеральной автомобильной магистрали А114 Новая Ладога — Вологда (въезд на неё со стороны Санкт-Петербурга — с трассы «Кола» возле моста через Волхов).

От Тихвина до Северной столицы России — 215, до Петрозаводска — примерно 390, до Вологды — 435, до Москвы — около 700 километров. Железнодорожное сообщение связывает город, помимо Петербурга, с северными (Архангельск, Воркута), центральными (Москва, Ярославль) и восточными городами России (Екатеринбург, Иркутск). Соответственно, это относится и к Бокситогорску и Пикалёво. Речь, конечно, идёт, прежде всего, о грузовых перевозках.

Кстати

Жителям Тихвина в начале ХХ века пришлось побороться, чтобы магистраль была построена именно через их город, от которого до Николаевской железной дороги нужно было преодолеть более 130, а до пароходной пристани на реке Сясь — 80 вёрст. Местная Дума ходатайствовала, чтобы «железка» Санкт-Петербург — Вологда — Вятка прошла через Тихвин и обязалась бесплатно отвести нужный для вокзала земельный участок в 85 десятин.

С начала XIX и до середины ХХ века этот старинный город был одним из важнейших транспортных узлов Северо-Запада России благодаря Тихвинской водной системе — одной из трёх, соединявших Волгу с Балтийским морем (по рекам Мологе, Чадогоще Горюну, Вожанскому озеру, Соминке, озеру Сомино, Волчине, Тихвинскому каналу, озеру Крупино, озеру Лебедино, Тихвинке, Сяси, Сясьскому и Ладожскому каналам и Неве).

Смотрите видеосюжет «В Тихвине с “Родиной на Неве”»:

Строительство началось в 1802 году, хотя идея с перерывами обсуждалась в столице почто 100 лет. Тихвинский канал имел ширину 12 и глубину 1,5 метра, то есть о продвижении крупных судов здесь не могло быть и речи. Шлюзы были сооружены как на Тихвинском канале, так и на реках Сомине, Волчине и Тихвинке. В 1811 году водная система была открыта. Её длина составляла 654 версты, было построено 62 основных шлюза и два вспомогательных, 105 пристаней (крупнейшие — Весьегонск, Сомино, Тихвин, Колчаново, Реброво и Сясьские Рядки). Пароходство осуществлялось по Мологе и Сяси, на остальном пути — конная тяга. Суда шли от Рыбинска до Санкт-Петербурга 29 дней.

Кстати

Официально Тихвинская водная система была закрыта в 1956 году именно из-за возможности прохода только сравнительно мелких судов, перевозивших небольшие партии различных товаров и пассажиров. Знаменитое «Ой, возни с этим много, а выхлоп копеечный» актуально и в нынешней России, по-прежнему склонной к гигантомании.

Один из восстановленных шлюзов Тихвинской водной системы

Людям снятся иногда типовые города

Бокситогорск и Пикалёво по своей истории и облику — типичные советские города, выросшие из рабочих посёлков, которые неизбежно возникали возле очередной стройки крупного промышленного предприятия или разработки месторождения полезных ископаемых. Среди райцентров Ленинградской области очень на них похожи, например, Волхов и Сланцы.

Несколько кварталов типовых кирпичных «сталинских» домов плюс парочка административных зданий и дом культуры с колоннами дорического ордера, остальное — тоже типовая застройка из «хрущёвок» и «брежневок». Из достопримечательностей в Бокситогорске, например, значатся  памятник Владимиру Ульянову (Ленину) на площади, носящей, естественно, его же имя, братское захоронение советских воинов близ вокзала и памятник погибшим в «горячих точках».

Дом культуры с колоннами и памятник Ленину — в Бокситогорске всё, как в других советских городах

История города отсчитывается с 1929 года, когда было начато строительство посёлка Бокситы, названного так из-за месторождения этой алюминиевой руды, которую и взялись здесь разрабатывать.

Кстати

Открыто это месторождение, названное Тихвинским, было ещё в 1869 году, когда требующее большого количества электроэнергии производство алюминия в промышленных масштабах было просто невозможно. Из него ювелиры (!) выполняли, например, детские погремушки, украшенные драгоценными камнями и стоившие дороже изделий из золота.

В 1934 году возле посёлка был заложен завод для переработки добытых бокситов в глинозём. На проектную мощность предприятие вышло через четыре года и с тех пор является для Бокситогорска градообразующим.

На принадлежащем сейчас «РусАлу» Бокситогорском глинозёмном заводе производится путём плавки в электродуговых печах 78 тысяч тонн в год белого электрокорунда, который из-за сверхвысокой прочности используется в качестве абразива и для изготовления огнеупорной продукции.

Смотрите видеосюжет «В Бокситогорске с “Родиной на Неве”»:

Статус города Бокситогорск получил после Великой Отечественной войны (в 1950-м), во время которой оборудование местных промышленных предприятий было вывезено за Урал, а на их площадях и в других зданиях посёлка размещались более 20 госпиталей.

Пикалёво впервые упоминается в писцовой книге 1620 года («Пустошь Пикалёва» — по фамилии местного зажиточного крестьянина, основавшего здесь свой хутор). В 1906 году тут появилась железнодорожная станция. В 1930-м поблизости были разведаны залежи цементных известняков и глин, из-за чего через 5 лет тут началось строительство соответствующего завода и рабочего посёлка. В 1954-м Пикалёво получило статус города.

Рабочий посёлок Пикалёво начинался так

Кстати

В этом рассказе о двух районах, расположенных на востоке Ленобласти и чуть-чуть южнее Петербурга, Пикалёво всё время возникает не случайно. Дело в том, что этот город по численности населения (19,5 тысячи человек) и промышленному потенциалу опережает Бокситогорск (15 тысяч человек) — это единственный подобный прецедент в 47-м регионе России.

Широко известным всей России город Пикалёво стал в 2009 году, когда разногласия из-за стоимости сырья между «Базовым элементом» Олега Дерипаски и собственниками других структур производственной цепочки привели к остановке предприятий. Жители города тогда в знак протеста перекрыли федеральную автотрассу Новая Ладога — Вологда. В ситуацию пришлось вмешаться тогдашнему премьер-министру России Владимиру Путину. По его настоянию перед телекамерами Дерипаска был вынужден подписать контракт на поставку партнёрам нефелинового концентрата.

Пикалёвский глинозёмный завод был запущен в эксплуатацию в 1959 году, помимо собственно глинозёма он производит гидроксид алюминия, технический галлий, нефелиновый шлам и карбонатный раствор. Это единственное в мире предприятие, использующее в качестве комплексного сырья отходы от переработки апатитонефелиновых руд, в результате полной переработки которых на выходе получается глинозём, сода, поташ и цемент.

Исторически предприятие было задумано в советское время и функционировало, как единый комплекс с «Пикалёвской содой» и «Пикалёвским цементом» (входит в «Евроцемент груп» Филарета Гальчева).

Напомним, что в мае текущего года алюминиевый концерн «РусАл» объявил о грядущем разделении на две компании. В составе одной будут собраны максимально «чистые» по углеродному следу активы, а во вторую войдут все «грязнули», в том числе и Пикалёвский глинозёмный завод.

Пикалёвский глинозёмный завод зачислен «РусАлом» в «грязнули»

Несостоявшийся мегаполис?

Тихвин — однозначно уникальный исторический город для России в целом, а для Ленинградской области особенно. Таковых в регионе совсем немного — древний, но вполне западноевропейский Выборг, возникшие существенно позднее императорская Гатчина, купеческие Новая Ладога и Шлиссельбург.

Тут же речь идёт именно о русском средневековом городе. Самые ранние сведения о Тихвинском Пречистенском погосте, поселении из которого вырос сначала посад, а позже и город, относятся к концу XIV века. Расположенное на перекрёстке путей, связывавших Волгу с Ладогой и Балтийским морем, поселение за два столетия превратилось в богатый торговый и ремесленный центр.

Способствовала этому и духовная составляющая — легендарная Тихвинская икона Божией Матери и её хранитель — Богородичный Успенский монастырь, служивший ещё и крепостной твердыней северо-западных рубежей России.

Кстати

В XVII-XVIII веках посад переживает экономический расцвет. Среди местных ремесленников особую славу приобрели кузнецы, изделия которых ценились и в России, и за границей. Тихвин стал одним из опорных пунктов внешней торговли, а местная ярмарка — одной из крупнейших в стране.

Далее, как уже рассказано выше, заработала водная система, сделавшая Тихвин связующим звеном на пути из Петербурга в регионы центральной России.

Теперь некоторые кварталы старинного Тихвина выглядят так

Не вдаваясь в подробности истории города, который формально получил этот статус лишь в 1773 году, только перечисленных фактов достаточно, чтобы задать вопрос: а почему столь успешно развивавшееся поселение не превратилось в крупный, как мы бы сегодня сказали, областной центр Северо-Запада России, даже, быть может, в мегаполис? Тема для диссертации.

Сформулируем лишь несколько предположений.

Во-первых, отсутствие какой-то государственной сверхзадачи, что для развития того или иного города в России особенно важно. Тихвин «набирал обороты» как классическое европейское поселение лавочников, торговцев, ремесленников и мастеровых людей, то есть, по сегодняшним понятиям, как центр малого и среднего бизнеса, и за эти рамки так и не вышел. Так и Тихвинская водная система с её мелководьем и плоскодонными лодками оказалась бессмысленной в индустриальную эпоху.

Во-вторых, нехватка людских ресурсов в этом регионе России. Достаточно сказать, что в начале ХХ века, когда здесь строилась железная дорога, пришлось организовать что-то вроде вахтового метода: сначала сюда доставили на эти работы около две тысячи голодающих из-за неурожая крестьян Казанской губернии, потом их сменили «пришельцы» из других краёв огромной страны.

В-третьих, какая-то изначальная вторичность тихвинского градостроения. В XVI веке великий князь московский Василий III прислал сюда итальянского архитектора, чтобы построить на месте сгоревшей деревянной церкви для иконы Богоматери в местном монастыре каменный храм по образцу Успенского собора Московского Кремля.

После пожара 1770 года город восстанавливается на основе проекта планировки и застройки, разработанного под руководством Матвея Казакова для Твери. Таков сохранившийся до наших дней в Тихвине «тверской» Гостиный двор, представляющий собой двухэтажное здание с высокой крышей, длинными галереями и аркадами первого этажа.

Построенный в начале ХХ века в Тихвине вокзал аналогичен сооружённым в Бабаево и Череповце…

Тихвинский вокзал построен в начале ХХ века по типовому проекту

Кстати

В ходе административных экспериментов Никиты Хрущёва 1 февраля 1963 года Бокситогорский район был упразднён, основная часть его территории присоединена к Тихвинскому району, который обозначен как «сельский», то есть предназначенный для развития агропрома. Продлилось это преобразование два года, после чего оба района опять появились на карте Ленобласти.

При этом 7 июля 1962 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в Тихвине завода по производству стального и чугунного литья и сварных (машиностроительных) конструкций. Так родился один из советских индустриальных гигантов «Трансмаш», филиал производственного объединения «Кировский завод». Официально здесь на огромной площадке в 340 гектаров изготавливались узлы и детали для трактора «Кировец», но «злые языки» утверждают, что тут производились танки.

В 1993 году предприятие преобразовано в акционерное общество «Завод Трансмаш», которое начало выпуск продукции для железных дорог. Момент стал поворотным для завода, который через 15 лет превратился в вагоностроительный, но об этом чуть позже.

Приодеться «по-пикалёвски» пока не получается

В Бокситогорском районе, помимо упомянутых выше и принадлежащих «РусАлу» двух глинозёмных заводов, действуют и другие крупные промышленные предприятия, в том числе «исторические» — «Пикалёвская сода» и «Пикалёвский цемент».

Кстати

В четвёртом квартале прошлого года пикалёвский завод произвёл 67 тысяч тонн глинозёма, а в целом же по этому продукту мощность предприятия составляет примерно 270 тысяч тонн в год. Выручка по итогам 2019 года — 8,4 миллиарда рублей, чистая прибыль — 711,3 миллиона рублей. Компания «РусАл» образована в 2000 году путём слияния активов «СибАла» Олега Дерипаски и Millhouse Capital Романа Абрамовича. В 2007 году под этой вывеской были объединены алюминиевые и глинозёмные предприятия «Русского алюминия» («РусАл»), «Сибирско-Уральской алюминиевой компании» («СУАл») и швейцарской сырьевой компании Glencore. В целом «РусАл» в 2020-м произвёл глинозёма 8,2 миллиона тонн.

Жилые кварталы Бокситогорска с высоты птичьего полёта

Кроме того, в Бокситогорске функционирует предприятия, производящие электрооборудование и растворимые силикаты. В Пикалёво после громкой истории 2009 года по программе развития моногородов (с целью большего разнообразия рынка труда) было создано несколько новых предприятий.

В частности, крупное тепличное хозяйство ООО «Круглый год» (входит в состав агропромышленного холдинга «Эко-культура»). В прошлом году было принято решение о строительстве второй очереди этого комплекса на площади 5,3 гектара (разработан и прошёл экспертизу проект, определён генеральный подрядчик, произведены первые поставки оборудования). Выращенный здесь салат сорта «Фриллис» удостоен золотой медали за качество на выставке «Агрорусь-2020». Оценили потребители и продукцию другого предприятия пищевой промышленности — ЗАО «Пикалёвские колбасы».

Несколько лет назад сообщалось о предстоящем создании в Пикалёво кластера лёгкой промышленности со специализацией на моделировании и пошиве одежды, но что-то про местные успехи на рынке «от кутюр» ничего не слышно.

Также в районе действуют несколько рыбоводческих, лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, в том числе ООО «Майер-Мелнхоф Хольц Ефимовский» (производство пиломатериалов, кроме профилированных, толщиной более шесть миллиметров и непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины). Выручка предприятия по итогам 2020 года составила 6,69 миллиарда рублей (минус 3,12 процента к предыдущему году), прибыль — 972,94 миллиона рублей (минус 49,23 процента).

Вагонные споры — последнее дело

В основе экономики Тихвинского района — тоже промышленность: её доля в общем объёме производства товаров работ и услуг составляет здесь 83,4 процента (18 крупных и средних предприятий). На 1 января текущего года в Едином государственном регистре значилось 778 тихвинских компаний, в том числе 584 частных.

Доля продукции промышленности в общем объёме произведённых и отгруженных товаров, выполненных работ и услуг крупными и средними предприятиями и организациями Тихвинского района составляет 83,4 процента, при этом около 86 процентов промышленной продукции производится предприятиями холдинга «Объединенная вагонная компания» — Тихвинским вагоностроительным заводом, заводами «ТихвинХимМаш», «Титран-Экспресс» и «ТихвинСпецМаш».

За 2020 год предприятиями холдинга было поставлено заказчикам 16,6 тысячи грузовых вагонов, что на 28 процентов меньше, чем в 2019-м. Объём производства снизился на 26 процентов.

«На сокращение спроса на полувагоны, цистерны и платформы, кроме отдельных видов специализированного подвижного состава, повлияла сложная социально-экономической ситуация, связанная с неопределённостью на рынке грузовых вагонов и поведением потребителей этой продукции, вызванными условиями пандемии», — говорится в официальном отчёте.

Комплекс этих предприятий является и самым крупным в районе по численности работников — 9076 человек.

Вагоностроительный кластер Тихвина – один из крупнейших в России

Основную долю (81,4 процента) в объёме производства этих предприятий составляет продукция Тихвинского вагоностроительного завода (48,6 миллиарда рублей, 83,3 процента к 2019 году). Предприятием изготовлено 15174 вагона разной модификации.

Кстати

Тихвинский вагоностроительный завод был построен по проекту greenfield (с нуля) на территории того самого «Трансмаша», о котором говорилось выше — филиала советского научно-производственного объединения «Кировский завод». Правда, насчёт «с нуля» есть некоторое преувеличение, всё-таки часть строений и корпусов прежнего предприятия была использована при сооружении ТВСЗ. Cтроительство началось в январе 2008 года, тогда же наблюдательный совет «Внешэкономбанка» под председательством тогдашнего премьер-министра РФ Владимира Путина одобрил участие ВЭБа в финансировании проекта. Проектированием, технологическим оснащением, управлением стройкой и сдачей завода в эксплуатацию занималась инжиниринговая компания ЗАО «ИСМ» (совместное предприятие инвестиционной Группы «ИСТ» и израильской компании Baran Group). Официальный запуск состоялся в январе 2012-го.

АО «ТихвинХимМаш» выпускает вагоны-цистерны повышенной грузоподъёмности, предназначенные для перевозки химических продуктов. За 2020-й предприятие выпустило 654 вагона (59 процентов к предыдущему году, 3,9 миллиарда рублей).

АО «ТихвинСпецМаш» выпускает различные типы платформ для перевозки леса, крытых вагонов и комплектующих к ним. В 2020-м выпущено 738 вагонов (33 процента к показателю 2019-го, 3,4 миллиарда рублей).

АО «ТСЗ «Титран-Экспресс» специализируется на текущем, деповском и капитальном ремонте, а также модернизации подвижного состава и изготовлении тележек и колёсных пар для грузовых вагонов. За 2020 год объём отгруженных товаров, выполненных работ и услуг составил здесь 4,1 миллиарда рублей (90 процентов к показателям 2019-го).

Иногда тихвинский промышленный пейзаж навевает на зрителя какую-то безотчётную тревогу

В общем, с вагонами и их производителями по итогам прошлого ковидного года дела обстоят не лучшим образом. Зато предприятие чёрной металлургии ООО «Тихвинский ферросплавный завод» за 2020-й продемонстрировало рост в 7,6 процента к объёмам 2019-го (3,7 миллиарда рублей, 35,7 тысячи тонн феррохрома), а мебельное ООО «ИКЕА Индастри Тихвин» отгрузило в прошлом году продукции на 4,4 миллиарда рублей (на 20 процентов больше, чем в 2019-м).

В общем и целом экономические дела в обоих районах обстоят неплохо, несмотря на всякие пандемические обстоятельства. Кроме того, интересно, что три города, расположенные на одной транспортной линии «с шагом» в 30 километров, могли бы создать своеобразную агломерацию. Появились бы новые точки роста?

Для справки:

Площадь Бокситогорского района составляет 7,2 тысячи квадратных километров, население убывает и по данным на 1 января текущего года насчитывает 48 тысяч человек, в городских условиях (Бокситогорск и Пикалёво) живут 78 процентов жителей.

Объём отгруженной промышленной продукции за январь-декабрь 2020 года составил 33 миллиарда рублей (94 процента к позапрошлому году), в расчёте на душу населения — 679,2 тысячи рублей.

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций района за январь-декабрь 2020 года — 7,2 миллиарда рублей.

Объём инвестиций в основной капитал по организациям всего в январе-декабре 2020-го составил 1,5 миллиарда рублей (84 процента к позапрошлому году), в расчёте на душу населения — 31,5 тысячи рублей.

Площадь Тихвинского района — семь тысяч квадратных километров, население сокращается, по данным на 1 января текущего года, его численность составила 68,5 тысячи человек, свыше 80 процентов из них проживают в райцентре (других городских поселений в этом муниципалитете Ленобласти нет).

Объём отгруженной промышленной продукции за январь-декабрь 2020-го — почти 83 миллиарда рублей, 78,5 процента к позапрошлому году, в расчёте на душу населения — 1,2 миллиона рублей.

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций района за январь-декабрь 2020 года — минус 2,5 миллиарда рублей. Доля убыточных организаций составила 56,7 процента.

Объём инвестиций в основной капитал по организациям всего в январе-декабре 2020 года составил 2,1 миллиарда рублей (36 процентов к позапрошлому году), в расчёте на душу населения — 30,6 тысячи рублей.

Игорь Теплов

Поделиться ссылкой: