В царскосельской Ратной палате демонстрируется выставка «Артиллерия России в Великой войне». Речь о Первой мировой, музей которой здесь и расположен. Экспозиция интересная, но заявленная тема, наверное, достойна большего.
Открытие выставки, посвящённой артиллерии — богу войны (по выражению Иосифа Виссарионовича Сталина), приурочили в Ратной палате к 109-летию начала Первой мировой войны. Собственно, здесь и располагается единственный в России музей, посвящённый этому глобальному конфликту и участию в нём нашей страны.
Экспозиция, в которой представлено около 400 раритетов, развёрнута в одной из галерей-коридоров Ратной палаты, то есть занимает одно (сравнительно небольшое) помещение. Естественно, что тут просто невозможно показать образцы орудий (таковые есть на открытой площадке возле музея), поэтому тут можно увидеть их модели и чертежи. Но в основном демонстрируются мундиры, эполеты, головные уборы, документы, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства, рисунки и т.п. Многие из этих предметов, как отмечают организаторы выставки, прежде никогда не экспонировались.
Кстати
Посетители Ратной палаты могут увидеть на этой выставке не только предметы из коллекции Царскосельского дворцово-паркового музея-заповедника, но и раритеты из Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музея истории и техники Кировского завода, Музея истории Обуховского завода, из нескольких частных коллекций, а также изобразительные материалы из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и Музея техники Вадима Задорожного. Последний расположен в Подмосковье, считается крупнейшим в Европе частным собранием исторической техники, только его уличная экспозиция занимает площадь в 3,5 гектара, коллекция насчитывает более 1000 единиц.
В нынешней экспозиции в Ратной палате представлены комплекты и элементы парадной формы и амуниции. Здесь можно увидеть принадлежавший Николаю II офицерский нагрудный шейный знак Третьей бригады, мундиры императора и наследника цесаревича Алексея Николаевича, которые были шефами в том числе и артиллерийских частей российской армии. В одной из витрин демонстрируются эполеты великого князя Сергея Михайловича при форме 3-го Владивостокского крепостного артиллерийского полка (предоставлены на выставку коллекционером Германом Климовым).
Между прочим, выпускник Михайловского артиллерийского училища, генерал от артиллерии (1914), полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем (1916-1917) этот внук императора Николая I вообще-то заслуживает постоянной экспозиции в Ратной палате. Именно благодаря активной деятельности и квалификации великого князя Сергея Михайловича российская артиллерия оказалась хорошо подготовленной к вызовам Первой мировой войны.
Специалисты называют его инициатором создания и своевременного усиления в российской армии скорострельной артиллерии. Великий князь сделал немало для резкого улучшения подготовки канониров, боеспособности «в деле практических стрельб и слаженности действий орудийных расчётов». В заслугу Сергею Михайловичу ставят также обновление артиллерийского парка и оснащение его тяжёлыми орудиями. После Февральской революции был отстранён от должности, а затем уволен от военной службы «с мундиром».
«Два доклада Сергея Михайловича нарисовали мне такую отчётливую картину состояния русской артиллерии, подчеркнули такое изумительное знание им личного состава, что я искренно пожалел об уходе такого сотрудника», — отмечал назначенный в это время начальником штаба Верховного главнокомандующего генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин.
В июле 1918 года великий князь Сергей Михайлович погиб вместе с другими представителями императорской фамилии, содержавшимися под арестом в Алапаевске (оказал сопротивление и был застрелен, его тело было сброшено в шахту, куда остальных узников столкнули живыми).
Способствовал великий князь и развитию военного образования, добиваясь открытия новых учебных заведений. К началу Первой мировой войны в России имелись три артиллерийских училища и академия, не считая специализированных школ и курсов. На нынешней выставке в Ратной палате можно увидеть архивные фотографии, запечатлевшие моменты боевой подготовки офицеров — будущих «служителей бога войны».
Изобразительный ряд выставки дополняют рисунки военного инженера, поручика Стрелковой артиллерийской бригады, участника Первой мировой войны Бориса Дмитриевича Цинзерлинга (1890-1920), на которых изображены сцены боевых будней и солдатского фронтового быта. Эти работы в 2022 году передали в дар Ратной палате родственники этого архитектора и художника.
Специально к нынешней выставке в Ратной палате изготовлен в масштабе 1 к 35 макет, который, как сообщают организаторы, в дальнейшем займёт место в основной экспозиции музея. Он называется «Взвод лейб-гвардии Первой артиллерийской бригады на позиции. 1914» и демонстрирует, как действовал расчёт трёхдюймовой полевой скорострельной пушки образца 1902 года, которую специалисты называют «рабочей лошадкой» отечественной артиллерии периода Первой мировой войны.
«Появившиеся над полем боя в годы войны летательные аппараты вызвали необходимость создания сил противовоздушной обороны, для которых приспосабливали уже имеющиеся на вооружении пушки, но разрабатывались и новые образцы орудий. Посетители увидят макет противоаэростатной (противоаэропланной) пушки Франца Лендера, принятый на вооружение в 1915 году — первой отечественной зенитки», — говорится в аннотации к нынешней выставке в Ратной палате.
Тяжёлая артиллерия представлена в экспозиции созданной в 1906 году моделью шестидюймовой осадной пушки. Таких орудий, необходимых для преодоления хорошо укреплённых линий вражеской обороны в российской армии не хватало, поэтому использовались гаубицы, снятые с постоянных форпостов. На выставке, в частности, представлены нагрудные знаки и погоны офицеров крепостной и тяжёлой артиллерии из частных коллекций.
«Для содействия пехоте требовались орудия, отличающиеся меткостью и лёгкостью, позволяющей перетаскивать их на колёсах вручную двум-четырём солдатам. На выставке представлен один из подобных образцов — траншейная пушка калибра 37 миллиметров, разработанная в 1915 году генерал-майором бароном Михаилом фон Розенбергом. Орудия ближнего боя представлены бомбомётами и миномётами», — сообщают организаторы экспозиции.
К открытию выставки Ратная палата получила в дар от коллекционеров ценные раритеты, которые, как сообщается, пополнят постоянную экспозицию музея Первой мировой войны.
Алексей Гнедовский передал комплект обмундирования всадника Кавказской туземной конной («Дикой») дивизии. Он состоит из черкески с газырями, бешмета, башлыка, шашки с ножнами и портупеей, а также кинжала с поясом.
Герман Климов и Юрий Шабанов-Кубе подарили музею трёхлинейную винтовку пехотного типа образца 1891 года системы Сергея Ивановича Мосина. Этот экземпляр изготовлен на военном заводе в американском городе Чикопи в 1915 году (в период Первой мировой войны российская промышленность не справлялась с требуемыми объёмами производства, поэтому в США было заказано 1,5 миллиона винтовок Мосина у фирмы Remington и 1,8 миллиона — у компании New England Westinghouse Company).
Выставка открыта для посетителей с 1 августа по 14 ноября 2023 года, выходной день — среда. Вход по билетам в Ратную палату.
Напомним, что в Царскосельском дворцово-парковом музее заповеднике в рамках проекта «В небе Царского Села: воздухоплавание в императорской резиденции» (кинопоказы под открытым небом, лекции, мастер-классы по созданию фантастических летательных аппаратов для родителей и детей, авторские экскурсии) в Ратной палате открыта фотовыставка «О воздушном летании». Она посвящена воздухоплаванию в России начала XX века и в годы Первой мировой войны.
Здесь демонстрируются восемь моделей российских дирижаблей, «исполненных для экспозиции проекта в виде арт-объектов», а также цифровые копии фотографий из коллекций Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России, Музея техники Вадима Задорожного, Фонда русского зарубежья имени Александра Солженицына, мультимедийного проекта «Энциклопедия Долгопрудного». Значительную часть экспозиции составляют уникальные фотоматериалы инженера Евгения Карамышева, переданные в Ратную палату его потомками. Выставка работает до 30 октября нынешнего года.
Об истории Ратной палаты, где сейчас расположен музей «Россия в Великой войне» (Первой мировой), «Родина на Неве» уже подробно рассказывала. Статью можно открыть по этой ссылке.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта ГМЗ «Царское Село» и справочных ресурсов Интернета