Про комоды Демидова, которые не достались Екатерине II

Demid10

В Эрмитаже открылась выставка, главными «персонажами» которой стали два комода, якобы предназначавшиеся заводчиком Никитой Демидовым в дар Екатерине II, но это подношение почему-то не состоялось. Теперь один комод отреставрирован по образцу второго.

Эрмитажный демидовский комод до реставрации

Выставка «Мебельные раритеты семьи Демидовых. История и реставрация» открыта в Арапской столовой Зимнего дворца. Она посвящена окончанию реставрации уникального образца русской мебели 1760-1770 годов — наборного комода с вензелем Екатерины II на столешнице.

Раритет был изготовлен в Санкт-Петербурге по заказу богатого уральского заводчика Никиты Акинфиевича Демидова как бы в двух экземплярах. Один из них ещё до революции 1917 года поступил в Эрмитаж (или использовался в обстановке жилых помещений Зимнего дворца — эта история не уточняется в информационном сообщении о выставке). Но в процессе бытования у комода «были срезаны нижние “фартуки”, изогнутые ножки, сняты с углов рельефные накладки и фигурные ручки на ящиках», которые заменили довольно грубыми доделками, а вместо наборного медальона на крышке появился цинковый с простой гравировкой.

«В 2021 году коллекционер Михаил Алексеевич Суслов (вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, вице-президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга) приобрёл на аукционе в Париже наборный комод в стиле рококо из Пратолино, бывшего итальянского владения Демидовых. Комод является парным предмету мебели из коллекции Государственного Эрмитажа», — сообщает пресс-служба главного музея России.

Теперь реставраторы воссоздали оригинальный вид эрмитажного предмета по образцу комода из Пратолино. На выставке экспонируются оба, а также портреты представителей рода Демидовых, медные изделия в стиле рококо, произведённые на нижнетагильских предприятиях этих известных российских заводчиков в третьей четверти XVIII века.

Так эрмитажный раритет выглядит теперь

Никита Акинфиевич Демидов (1724–1789), младший (третий и от второго брака) сын Акинфия Никитича — основателя горнозаводческой промышленности на Урале и в Сибири. После его смерти в 1745 году наследство было разделено между братьями Прокопием, Григорием и Никитой. Последнему достались шесть заводов в Нижнем Тагиле, к которым вскоре добавился седьмой. Владел примерно 11 тысячами крепостных (его отец к концу жизни имел 25 заводов — чугуноплавильных, железоделательных и медных, на Урале, Алтае и в центре России, общее число работавших на Акинфия Демидова крепостных составляло 38 тысяч душ мужского пола). Никита Акинфиевич стал основателем той ветви демидовского семейства, которая будет тесно связана с Италией (Тоскана).

«Приложив к доставшемуся ему наследству свою энергию, трудолюбие и таланты организатора производства, Никита Демидов обеспечил своим заводам лидирующее место в российской металлургической промышленности второй половины XVIII века, себе — славу одного из богатейших людей России и вельможи, который может жить, ни в чем себе не отказывая, а своей семье — устойчивое благосостояние», — говорится в одной из биографических статей, посвящённых Никите Акинфиевичу.

Никита Демидов переписывался с Вольтером и заказывал портреты Грёзу и Шубину

Эрмитажный демидовский комод инкрустирован костью, набором разных пород дерева, украшен гербом и вензелем Екатерины II под короной. «У парного комода из Пратолино аналогичные форма корпуса, наборные сюжетные и орнаментальные композиции, а также фигурные накладки из металла. Причём, у комода из эрмитажного собрания все накладки — из золочёной меди, а у его “собрата” — из серебра».

Специалисты Эрмитажа, считают, что символика на столешницах комодов и их шикарное исполнение свидетельствуют, что эти предметы мебели были изготовлены «в качестве особого дара для императрицы Екатерины II, однако церемония подношения по каким-то причинам не состоялась».

Общий вид выставки в Арапской столовой

Честно говоря, изображение гербов и императорских вензелей на предметах мебели, которые заказывали в те времена богатые аристократы и купцы, вовсе не свидетельствуют о намерении преподнести эти изделия в дар монарху. Происхождение комода, находящегося в Эрмитаже, тоже вызывает сомнение, поскольку Никита Акинфиевич Демидов жил в Москве или в своём имении Алмазово близ Первопрестольной столицы. В Санкт-Петербурге имели свои дома его родственники, но непонятно, как и почему у них оказался этот комод.

«Долгое время историческое происхождение музейного экспоната было неизвестно, пока издание аукционного каталога Sothebys (апрель 1969), включавшего наследственные вещи Демидовых из виллы Пратолино в Италии, не послужило основанием, позволившим связать его с именем знаменитой семьи русских заводчиков. В каталоге была помещена фотография комода, практически парного эрмитажному, только с серебряными, а не с золочёными деталями», — говорится в информационном сообщении Эрмитажа.

Как сказано выше, в 2021 году он был приобретён Михаилом Сусловым, при поддержке которого «по серебряным оригиналам в технике гальванопластики были изготовлены для эрмитажного комода точные копии недостающих золочёных деталей из меди».

Демидовский комод из коллекции Суслова

Кроме того, по шаблонам, снятым с парного образца, реставраторы восстановили утраченные «фартуки» в нижней части корпуса эрмитажного комода и его ножки в стиле рококо. Также на корпус нанесено покрытие из шеллачной политуры, проведена полная расчистка подлинных деталей, установлены новые золочёные накладки, для столешницы исполнен в технике наборного дерева медальон с вензелем Екатерины II.

«На выставке представлены два шедевра русского мебельного искусства. Они связаны с эпохой Екатерины — что само по себе важно для Эрмитажа, — но также с Демидовыми — великой семьёй хозяев Сибири и Урала. Всё это — важная часть русской культуры, памятником которой является Эрмитаж. Это ещё и реставрационная выставка, которая поднимает важную дискуссионную проблему: до какой степени нужно восстанавливать вещь, даже если она изуродована, даже если известно, как она должна выглядеть», — цитирует пресс-служба директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Для справки:

Арапская столовая в Зимнем дворце более-менее в том виде, который сохранился поныне, оформлена в числе других покоев, предназначенных для великого князя Александра Павловича (будущего Александра I), в 1793 году по проекту Ивана Егоровича Старова (1745-1808). После грандиозного пожара в императорской резиденции, случившегося в 1837-м, интерьер восстановлен, но «приукрашен» Александром Павловичем Брюлловым (1798-1877). Зал расположен между Малахитовой гостиной и Ротондой.

Арапская столовая в середине XIX века (акварель работы Константина Ухтомского)

Своим названием столовая обязана чернокожим слугам — арапам, которые здесь «дежурили при дверях». Между прочим, их парадный костюм состоял из 16 предметов (алые суконные шаровары, белый жилет, две куртки — нижняя из зелёного сукна и верхняя из пунцового бархата, зелёные же атласный кушак и суконные ноговицы, красные или жёлтые сафьяновые туфли, белые чулки и перчатки, бархатная феска с кистью, кисейный шарф и шерстяная шаль длиной более трёх метров). Такое «обмундирование» в начале ХХ века обходилось более чем в 500 рублей (добротный мужской костюм в Петербурге тогда же стоил 6-10 рублей).

В прошлом году к 350-летию со дня рождения Петра Великого Эрмитаж продемонстрировал в Арапской столовой ряд выставок, посвящённых первому российскому императору.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта Государственного Эрмитажа и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно