Как спасали «челюскинцев»

85 лет назад, 13 апреля 1934 года завершилась операция по спасению членов экипажа парохода «Челюскин», затонувшего к северу от Берингова пролива. Со льдины, на которой они дрейфовали два месяца, с помощью авиации, было эвакуировано 104 человека. Это стало уникальным в истории случаем подобного спасения жертв кораблекрушения в полярных водах.
Гибель "Челюскина".



История исследования Северного морского пути

Первые попытки исследования Северного морского пути приходятся на XVI век. Их целью было найти морской проход в страны Азии. Так, в 1553-54 годах, в царствование в России Ивана Грозного, англичанин Хью Уиллоби, обогнув мыс Нордкап, направился на восток, намереваясь найти северо-восточный проход в Китай. Однако, его амбициозным планам не суждено было сбыться: корабль путешественника был затерт льдами к северу от Кольского полуострова, а сам он погиб.

Спустя почти полвека аналогичную попытку предпринял знаменитый голландский исследователь Вильям Баренц. В ходе трех экспедиций, осуществленных в 1594-97 годах он открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли, однако в ходе последнего путешествия его корабль был затерт во льдах, и Баренц скончался от цинги в лагере, разбитом командой на берегу Новой Земли.

В 1648 году произошло важное событие, не замеченное современниками. Казак Семен Дежнев на своем коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки.

Большой вклад в исследование заполярных территорий России внесла Великая Северная экспедиция (1733-43 гг.) в ходе которой было изучено и закартографировано северное побережье России от устья Печоры до Чукотки. Также, Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем.

В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и, после зимовки, через Берингов пролив вышла в Тихий океан.

Это стало сенсационным успехом. До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь.

В 1914-15 годах, в разгар Первой мировой войны экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах«Таймыр» и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути с востока на запад, дойдя до Архангельска.

Гражданская война и последующая разруха в России, временно приостановили арктические исследования, однако уже в начале 1930-х годов они возобновились.

Еще в марте 1920 года Владимир Ленин подписал декрет о создании Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиция) для изучения арктических территорий России «от Кольского полуострова до Берингова пролива», ввиду важности Северного морского пути для экономики страны.

Интересно, что Верховный правитель России адмирал Александр Колчак (известный и как полярный исследователь) годом ранее также уделил этому вопросу свое внимание, распорядившись создать при своем правительстве в Омске Комитет Северного морского пути.

Следующее значительное достижение в деле освоения Севморпути приходится на 1932 год, когда знаменитый русский ученый и исследователь Отто Юльевич Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию, без зимовок, с 28 июля по 1 октября от Архангельска до Берингова моря. Правда, еще в Чукотском море пароход лишился гребных винтов, и до Берингова пролива шел на самодельных парусах, после чего его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский.

Эпопея «Челюскина»

Отто Юльевич Шмидт

Но Отто Шмидт не сдавался. Он решил повторить попытку и на этот раз пройти Севморпуть от начала до конца без аварий. В качестве корабля для новой экспедиции он выбрал ледокольный пароход «Челюскин, спущенный на воду в 1933 году и бывший в то время одним из самых современных судов этого типа (в отличие от «Сибирякова», построенного в 1909 году).

2 августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска. Он должен был прследовать по Севморпути, и, пройдя Беринговым проливом, достичь Владивостока. Поначалу все шло хорошо, и уже 1 сентября экспедиция обогнула мыс Челюскин на северной оконечности Таймыра.

Однако, когда пароход вошел в Чукотское море, участники экспедиции увидели впереди сплошной лед. 23 сентября, в том же районе, где годом ранее потерял свои гребные винты «Сибиряков», пароход оказался в ледовом плену и лег в дрейф. Он продолжался пять месяцев, и поначалу казалось, что цель все же будет достигнута: «Челюскин» медленно смещался к Берингову проливу, и 4 ноября вошел в него. На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море.

Однако, вскоре судно было увлечено течением на северо-запад. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошел ко дну.

Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лед смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом.

Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лед и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся.

Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта. Это сделал летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ- 4. Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции. Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолет взял на борт десять женщин и двоих детей. Вернувшись за остальными, самолет снова удачно приземлился, но при взлете у него отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам» и теперь уже вместе с ними стали ждать спасения.

Оно пришло только 7 апреля. За две недели летчики перевезли со льдины в чукотское становище Ванкарем всех «челюскинцев», включая экипаж Ляпидевского. Тяжело заболевший Отто Шмидт был доставлен в госпиталь города Ном на Аляске.

Несмотря на неудачу экспедиции, было организовано чествование «челюскинцев» во всесоюзном масштабе. Все они (кроме детей), начиная от Отто Шмидта и заканчивая корабельными уборщицами, были награждены орденом Красной Звезды.
Летчик Анатолий Ляпидевский стал первым Героем Советского Союза

Самой высокой награды были удостоены летчики, принимавшие участие в спасательной операции. Анатолию Ляпидевскому и еще шести пилотам было присвоено звание Героя Советского Союза, учрежденное через три дня после завершения эвакуации «челюскинцев» — 16 апреля 1934 года. Им также вручили орден Ленина.

Орденами Ленина были награждены еще 12 членов летных экипажей, включая двух американцев – бортмехаников, обслуживавших самолет Consolidated Fleetster, на которым Отто Шмидт был доставлен на Аляску.

***

Попытки сквозного прохода Севморпути за одну навигацию не прекращались, и вскоре после спасения «челюскинцев» был достигнут успех. В 1934 году экспедиция под руководством Юрия Визе на ледокольном пароходе «Федор Литке» без особых проблем прошла из Владивостока в Мурманск, а в 1935 году в обратном направлении были проведены транспортные пароходы «Искра» и «Ванцетти».

Сегодня развитие Северного морского пути остается одной из приоритетных экономических задач, стоящих перед Россией, что было в очередной раз подтверждено на прошедшем на этой неделе в Санкт-Петербурге Международном форуме «Арктика-территория диалога».

Игорь ЧЕРЕВКО

0 комментариев