Запад VS Восток: 815 лет назад крестоносцы вошли в Константинополь

Осада крестоносцами Константинополя в апреле 1204 года

13 апреля 1204 года в ворота Константинополя въехала блистательная процессия во главе с предводителем крестоносного войска итальянским князем Бонифацием Монферратским. Она проследовала по залитым кровью улицам, вдоль дымящихся развалин разграбленных домов и храмов крупнейшего города средневековой Европы, выдержавшего на протяжении веков десятки осад разноплемённых завоевателей, но не сумевшего противостоять коварному удару «христового воинства». В Риме могли торжествовать: то, чего не удалось достичь столетиями с помощью изощрённых дипломатических интриг, было сделано всего за несколько дней силой оружия. Вскоре в Константинополе будет установлен латинский Патриархат Римско-Католической церкви.

Раскол

Первый, пусть и кратковременный, раскол между Римским папством и Константинопольской патриархией произошел в 863 году. Поводом к нему стало стремлениеПапы Николая I распространить влияние латинской веры на Балканский полуостров – традиционную религиозную и политическую «вотчину» Византии. Патриарха Фотия за активное противодействие этой политике Папа римский объявил «вне закона», формальным поводом для этого послужило утверждение, что Фотий был избран на свой пост с нарушениями. Впрочем, противостояние длилось недолго, и после смерти Николая I в 867 году законность патриаршества Фотия больше не оспаривалась.

До середины XI века взаимоотношения между Римом и Константинополем были довольно стабильными и взаимоуважительными. Например, в официальных обращениях византийских императоров к Папе, тот неизменно именовался «нашим духовным отцом».

Ситуация резко поменялась с началом норманнского завоевания южной Италии, когда под контроль потомков скандинавов попали города и земли, ранее принадлежавшие Византии. Папство всячески поддерживало норманнскую экспансию на византийские территории, заменяя на них греческие приходы на латинские. Узнав об этом, в 1053 году константинопольский Патриарх Керуларий распорядился закрыть все действовавшие в столице латинские храмы и поручил составить так называемое «послание против латинян», в которым порицались их церковные обряды. Фактически это было обвинением в ереси.

В ответ на это в 1054 году Папа римский Лев IX направил Керуларию послание, в котором, на основе признанной впоследствии поддельной «Дарственной Константина», утверждал тезис о главенстве папства и латинского обряда в православии. Патриарх решительно отверг эти притязания.

Тогда Папа послал в Константинополь трёх своих легатов (посланников). Войдя в главный христианский храм Византии — собор Святой Софии, они положили на алтарь грамоту, предающую анафеме Патриарха. Тот не остался в долгу и предал анафеме легатов. Раскол между западной и восточной церквями стал свершившимся фактом.

Четвёртый крестовый поход

К началу XIII века от владений крестоносцев на Ближнем Востоке осталось лишь несколько городов – Антиохия, Триполи и Акра. Они потеряли территории на севере Ирака и на большей части Сирии и Палестины. Иерусалим был в руках мамелюков. Третий крестовый поход (1189-92 годов), прославивший Ричарда Львиное Сердце, не достиг своей цели – вторичного завоевания «Святой земли».

Помимо морально-политического ущерба, такая ситуация грозила и серьёзными финансовыми потерями – ошмётки крестоносных государств уже не могли быть полноценными посредниками в торговле между Западом и Востоком. Зато усиливалось экономическое значение Константинополя. Ослабли и позиции римско-католической церкви, которая после Первого крестового похода образовала на завоёванных землях свои приходы, что создавало конкуренцию распространению православия.

В этих условиях Папа Иннокентий III стал призывать к новому крестовому походу, обещая всем его участникам, помимо новых земель, освобождение от налогов и списание всех имеющихся у них долгов. Вскоре удалось собрать 35-тысячную армию.

Первоначальным планом кампании предусматривалась высадка в Египте с последующим наступлением на Палестину и взятием Иерусалима. Было решено, что крестоносцев перевезут через Средиземное море венецианские суда. Однако, когда в 1202 году в Венецию прибыли первые 12 тысяч «христовых воинов», власти республики заломили непомерную плату за их перевозку и снабжение. Необходимых средств крестоносцы просто не имели. Тогда дож Венеции Энрико Дандоло предложил провести совместное нападение на крупный порт Зара (ныне-Задар), располагавшийся на территории нынешней Хорватии и принадлежавший Венгрии. Зара был основным торговым конкурентом Венеции на Адриатике, и предметом многолетних военных конфликтов с Венгерским королевством.

Крестоносцы согласились, и после непродолжительной осады город был взят штурмом и разграблен. Нюанс заключался в том, что жители Зара были католиками. Иннокентий III немедленно отлучил всех участников его захвата от церкви, но вскоре, сменив гнев на милость, снял анафему. Ведь в противном случае проведение крестового похода стало бы весьма проблематичным.

Сами же крестоносцы остались весьма довольны своим предприятием. Оказалось, что для того чтобы разбогатеть, вовсе не обязательно проливать кровь в далёкой Святой земле. Эти настроения активно подогревали и власти Венеции, вскоре увидевшие шанс нанести удар по своему главному конкуренту в восточной торговле – Византии.

В 1203 году в Константинополе произошёл дворцовый переворот. Император Исаак II был свергнут и ослеплён, а его сын Алексей бежал и обратился за помощью к предводителям крестоносцев. Вскоре между ними было заключено соглашение, согласно которому «христово воинство» поможет восстановить Исаака II на престоле в обмен на солидное денежное вознаграждение.

В июле 1203 года крестоносцы высадились с венецианских судов у стен Константинополя и разбили лагерь. В ходе последующего штурма им удалось овладеть большинством крепостных башен, после чего византийские войска прекратили сопротивление, а Алексей III, свергший Исаака II, бежал из столицы. Слепой император был восстановлен на престоле, а вскоре ему в соправители избрали Алексея.

Но для того чтобы расплатиться с крестоносцами, византийским властям пришлось увеличить старые и ввести новые налоги. Уже в январе 1204 года это привело к народному восстанию. Императора вместе с его сыном снова низложили. Сменивший его Алексей Мурзуфл отказался выплачивать долги крестоносцам.

Такое развитие событий ещё больше устраивало венецианцев. Теперь вместо экономического ослабления Византии можно было попытаться уничтожить её как государство. Причём без особых затрат и чужими руками.

Крестоносцы, уже полгода стоявшие под стенами Константинополя, были потрясены богатством крупнейшего города Европы, и венецианцам не стоило больших трудов договориться с ними о захвате византийской столицы.

9 апреля был предпринят первый штурм, а 12 апреля рыцари ворвались в город. Завязались кровавые уличные бои, но к исходу дня сопротивление было сломлено, и 13 апреля в Константинополь въехали руководители Четвёртого крестового похода во главе с князем Бонифацием Монферратским.

Завоеватели разграбили дворцы и храмы столицы Византии, досталась им и имперская казна. Французский мемуарист Жоффруа Виллардуэн утверждал, не без гордости утверждая, что «грабежи эти не знали ничего равного с сотворения мира». Пострадал и храм Святой Софии. Известный византиевист, русский историк Фёдор Успенский писал в исследовании «История Византии»: «В самый алтарь Св. Софии они ввели мулов для нагрузки церковных богатств, загрязнив святое место; туда же впустили бесстыжую бабу, которая уселась на патриаршем месте и кощунственно благословляла».

Папа Иннокентий III поначалу осудил взятие христианского города, но анафеме никого предавать не стал, а вскоре признал новым императором графа Балдуина I Фландрского, а патриархом – ставленника Венеции Фому Морозини, дав им своё благословение.

Латинская империя

По договору крестоносцев с венецианцами, земли Византии были поделены между ними. Так, Балдуин I, стал править Латинской империей, в которую вошли часть Константинополя, Фракия и большая часть нынешней Греции, а также северо-западные земли Малой Азии. При этом в рамках империи было образовано Фессалийское королевство, включавшее области Фессалии и Македонии, в котором в качестве вассала императора стал править Бонифаций Монферратский.

Свои вассальные уделы в Греции и Малой Азии получили и другие руководители крестового похода.

Венецианцам достались острова Крит, Эвбея, Ионические острова, часть Фракии и ионическое побережье Греции.

На всех этих землях богослужения должны были проводиться по римско-католическому обряду, однако большинство населения и священнослужителей оставались верны православной вере.

Новоявленная Латинская империя не стала прочным государственным образованием. Между Балдуином I и его вассалами постоянно возникали конфликты из-за прав на земли. Сами рыцари относились друг к другу враждебно, и были не прочь прибрать к рукам владения соседей. Вдобавок, Латинская империя сразу же оказалась во враждебном окружении, которому не могла противопоставить организованной, спаянной службой единому государю, армии.

На восточных границах Греции, в Эпире, утвердился Михаил I Комнин, другие знатные византийцы возглавили Никейскую и Трапезундскую империи в Малой Азии. С севера нависало грозное Болгарское царство.

Именно в войнах с болгарами окончили свои дни Балдуин I и Бонифаций Монферратский. Первый попал в плен и скончался в темнице в 1205 году, второй погиб в сражении в Родопских горах в 1207 году.

Их преемники не смогли преодолеть противоречий между империей и вассалами. Внешние же войны, как правило приводили к большим затратам и людским потерям. Вдобавок местное население было настроено к завоевателям, облагавшим их поборами и притеснявшим православную церковь, враждебно.

Конец наступил 15 августа 1261 года. В этот день император Никейской империи Михаил VIII Палеолог вступил в Константинополь, незадолго до этого захваченный восставшими горожанами. Латинская империя перестала существовать.

Последствия

Взятие Константинополя крестоносцами, произведшее настоящую сенсацию в средневековом мире, не решило тех стратегических задач, которые стояли в тот период времени перед западноевропейской знатью и католическим духовенством. Византийская империя не была окончательно уничтожена, и её «осколки», прежде всего, в виде Никейской империи, не позволили латинянам прочно утвердиться на захваченных землях, использовав их в качестве форпоста для продвижения в Малую Азию и поддержки остатков крестоносных владений в восточном Средиземноморье. В экономическом отношении временные преимущества приобрела только Венеция.

Сама же Латинская империя оказалась непрочным как в политическом, так и в экономическом отношении образованием, раздираемом на части непрестанными конфликтами между мелкими феодалами.

Не получило долгосрочных выгод и папство. Обратить в католичество греческое население не удалось, напротив, приверженность к православию только усилилась, и после восстановления Византийской империи в Константинополе вновь утвердился восточный патриархат. Позиция же папства, занятая в ходе Четвёртого крестового похода, лишь усилила церковный раскол, который просуществует до наших дней.

Что касается Византии, то падение Константинополя и последующая борьба с Латинской империей, способствовали национальному подъёму и витку центростремительных сил, благодаря чему после триумфа Михаила VIII Палеолога, она просуществует ещё почти двести лет. Конечно, её силы будут ослаблены, а экономическая мощь серьёзно подорвана, что в конечном итоге приведёт к османскому завоеванию и распространению мусульманства на территории Малой Азии и части Балканского полуострова.

Но факел православия будет подхвачен московскими царями, и теперь уже Россия станет новым оплотом восточной церкви. И в начале XVI века старец Филофей обратиться к великому князю Василию III с такими словами: «Все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать. И твоё христианское царство другим не сменится».

Игорь ЧЕРЕВКО

0 комментариев