Российский атомный ледокольный флот: через тернии – к возрождению

28 декабря 1977 года на ленинградском Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе был сдан в эксплуатацию атомный ледокол «Сибирь». Он стал третьим по счету советским атомным ледоколом и третьим судном такого типа в мире.

В 1987 году "Сибирь" достигла Северного полюса

Этот сверхсовременный на тот момент корабль был оборудован системой спутниковой связи, обеспечивавшей навигацию, телефонную и факсимильную связь. На его борту к услугам экипажа, составлявшего 150 человек, были салон отдыха, тренажерный зал, плавательный бассейн и сауна.

Мощность ядерной турбоэлектрической установки достигала 75 тысяч лошадиных сил, обеспечивая скорость хода в 20,8 узла (38,5 км/час). В автономном плавании ледокол мог находиться семь с половиной месяцев.

Уже весной 1978 года «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» впервые обеспечили круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.

А 25 мая 1987 года «Сибирь», вышедшая из Мурманска, достигла Северного полюса, став вторым надводным судном в истории, совершившим это достижение.

Первым был ледокол «Арктика», также построенный на Балтийском заводе. Он достиг Северного полюса 17 августа 1977 года.

Советский атомный ледокольный флот

Всего в СССР в период с 1959 по 1990 год было построено восемь атомных ледоколов: «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Севморпуть», «Таймыр», «Советский Союз» и «Вайгач», шесть из которых строили на Балтийском заводе. Практически все они, базируясь в Мурманске, обеспечивали проводку судов по Севморпути. Исключение составляли малые ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», которые благодаря малой осадке способны заходить в устья рек, и до сих пор сопровождают корабли с металлом из Норильска и суда с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

Атомная установка обеспечивает возможность длительной работы ледокола без регулярной дозаправки топливом, что имеет решающее значение в условиях Арктики, где такая заправка затруднена или невозможна.

СССР был единственной страной в мире, имевшей собственный атомный ледокольный флот, что было предметом гордости советских людей и обеспечивало престиж государства. После распада Советского Союза такой страной является Россия.

Трудные времена

После развала СССР для отечественной судостроительной промышленности настали тяжелые времена. В условиях кризиса экономики и беспредельной «прихватизации» собственности, ни о каких стратегических планах по развитию ледокольного флота, тем более — атомного, не шло и речи. В 1993 году Балтийскому заводу удалось сдать в эксплуатацию заложенный еще в советское время под названием «Октябрьская Революция» атомный ледокол «Ямал».

Это было последнее достижение заводчан, после которого предприятие оказалось в глубоком кризисе, и едва не было уничтожено.

Отсутствие серьезных заказов, хроническая нехватка средств – все это делало работу завода неэффективной.
Территория предприятия представлялась застройщикам и чиновникам "лакомым куском"

С приходом к власти Владимира Путина, поставившего задачу экономического возрождения страны, ситуация стала меняться, и в 2003 году Балтийский завод возобновил строительство атомного ледокола «50 лет Победы», заложенного еще в 1989 году. В марте 2007 года корабль, ставший крупнейшим атомным ледоколом в мире, был сдан в эксплуатацию.

Кроме того, в 2004 году завод выиграл международный тендер ФГУП «Росморпорт» на строительство серии современных дизель-электрических ледоколов для эксплуатации в акватории Финского залива. Были построены два дизель-электрических ледокола: «Москва» и «Санкт-Петербург».

В марте 2007 года президент России Владимир Путин издал Указ о создании «Объединенной судостроительной корпорации», в которую, в частности, вошли петербургские предприятия «Северная верфь», «Адмиралтейские верфи», «Средне-Невский судостроительный завод» и «Пролетарский завод».

Однако Балтийский завод, принадлежавший экс-сенатору Сергею Пугачеву, остался в частных руках. Территория предприятия на Васильевском острове вызывала острый интерес у инвесторов, так как могла быть использована для элитной жилой застройки. Чиновники из администрации губернатора Петербурга Валентины Матвиенко все чаще стали высказываться о неэффективном использовании столь больших площадей Балтийским заводом. Возник проект перевода его мощностей на «Адмиралтейские верфи», хотя руководство этого предприятия заявляло, что его территории недостаточно для их размещения.

Тем временем на Балтийском заводе начались задержки зарплат, а оборотных денег не хватало для выполнения в срок имеющихся заказов. В конце концов, завод был практически доведен до банкротства.

Коренной перелом наступил в 2011 году, когда в судьбу легендарного предприятия вмешались первые лица государства. К концу года Балтийский завод изъяли у собственника и передали под управление ОСК, обеспечив заказами. В том же году Валентина Матвиенко покинула пост губернатора и была назначена Председателем Совета Федерации РФ. Ни о какой элитной застройке на территории предприятия речи больше не шло.

Возрождение

Результат не заставил себя ждать. В октябре 2012 года на Балтийском заводе был заложен ледокол «Виктор Черномырдин», спущенный на воду в 2016 году. А в октябре 2013 года на предприятии началось строительство самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика», который планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.
Ледокол "Арктика", строящийся на Балтийском заводе, станет самым мощным атомным ледоколом в мире

Одновременно на Балтийском заводе ведется строительство еще двух атомных ледоколов – «Сибирь» и «Урал». Ввести их в строй планируется в 2020 и 2021 годах соответственно.

Таким образом, началось возрождение отечественного атомного флота. Пример Балтийского завода наглядно показывает, насколько велика и значима роль государства в осуществлении подобных проектов и оздоровлении стратегически важных отраслей промышленности. Отраслей, которые ни в коем случае не должны оказаться в руках дельцов, охочих до скорой прибыли и коррумпированных чиновников. Только такой подход обеспечит возрождение и будущее величие нашей Родины.

Игорь ЧЕРЕВКО

0 комментариев