59 лет назад советская экспедиция достигла Южного полюса

26 декабря 1959 года участники Четвертой советской антарктической экспедиции достигли Южного полюса. Был сделан важный шаг в исследовании шестого континента.

Советские полярники готовятся к покорению Южного полюса

Экспедицией, прибывшей на станцию «Мирный» 30 декабря 1958 года, руководил Александр Дралкин. В ней участвовал Андрей Капица – известный советский географ, родной брат знаменитого физика, бессменного ведущего телепередачи «Очевидное — невероятное» Сергея Капицы.

Основной целью Четвертой экспедиции было исследование толщины ледяного панциря на маршруте станция «Комсомольская» — станция «Восток» — Южный полюс.

Но, помимо этого, предстояло выполнить еще ряд важных задач.

«Лазаревская»

8 февраля члены экспедиции на научном судне «Обь» подошли к западному краю шельфового ледника на 16-ти градусах восточной долготы. Именно к этому леднику 6 февраля 1820 года подходили корабли русской экспедиции под командованием Беллинсгаузена и Лазарева.

В этом районе было решено основать новую антарктическую станцию.

Уже 10 марта 1958 года станция была открыта, получив название «Лазаревская». Шельфовый ледник, на котором она находилась, также был назван именем Лазарева.

Русские горы

Пока шло строительство станции, отряд геологов под руководством Равича вылетел к горам Земли Королевы Мод, которые до этого никогда не посещались людьми.

Рядом с горным массивом Вольтат, высотой до двух километров, был разбит базовый лагерь, откуда геологов на самолетах доставляли к отдельным вершинам. В ходе этих полетов была открыта группа горных вершин, названная Русскими горами. Отдельным вершинам присвоили имена геологов — Карпинского, Яковлева и Русанова.

За непродолжительное время были тщательно исследованы массивы Вольтат и Гумбольдта, Русские горы и оазис Ширмахера.

На борту «Оби», выполнившие свою задачу геологи вернулись в СССР, где первооткрывателей встречали как героев.

Южный полюс

Теперь предстояло достичь главной цели экспедиции – Южного полюса. Для нового похода на станцию «Мирный» доставили четыре мощных вездехода «Харьковчанка», оборудованных по последнему слову техники. В кузовах этих машин находились радиорубка, штурманско-водительская рубка, оборудованная магнитным, гироскопическим, астрономическим компасами и радиокомпасом, электрокухня и спальный салон с подвесными койками.

Вездеходы перегнали на «Комсомольскую», и 6 ноября 1959 года поезд двинулся в путь. Из-за частых аварий и неблагоприятных погодных условий, он достиг станции «Восток» только 29 ноября.

8 декабря два вездехода с участниками экспедиции двинулись к Южному полюсу, проходя в день до ста километров, и останавливаясь лишь для проведения научных исследований по замерам толщины льда.

26 декабря 1959 года экспедиция достигла американской станции «Амундсен-Скотт», расположенной на Южном полюсе. Ее участники совершили традиционное кругосветное путешествие вокруг земной оси за несколько минут и получили шуточные дипломы.

На станции советские полярники оставались несколько дней, после чего направились в обратный путь к станции «Восток», который прошли за 13 дней. Исторический поход был завершен.

Интересно, как оценивали тогда это достижение американские полярники.

После отъезда экспедиции, научный руководитель станции «Амундсен-Скотт» Флауэрс направил радиограмму в Москву, в редакцию газеты «Правда». В ней, в частности, говорилось:

«Американские ученые познакомились с советскими полярниками — энергичным доктором Дралкиным, его спутниками — доктором Капицей, профессором Савельевым, у которых с каждым рукопожатием становилось все больше и больше новых друзей.

Члены американской южнополярной станции искренне гордятся тем, что узнали советских людей не только как выдающихся исследователей, но и как прекрасных сердечных товарищей. Мы восхищены их продолжительным и трудным путешествием, их великолепными машинами, широтой и глубиной программы научных работ, которые они выполняют.

Человечество должно быть благодарно советским людям за их великое историческое научное путешествие».

0 комментариев