«Волховстрой, даешь ток!»: 19 декабря 1926 года состоялось открытие первой в Советской России гидроэлектростанции

92 года назад, 19 декабря 1926 года состоялось открытие первой в Советской России гидроэлектростанции – Волховской ГЭС, ставшей одним из основных звеньев Плана ГОЭЛРО и работающей по сей день. Ее история оказалась тесно связана с важными событиями в жизни нашей страны.


Трудное начало

Первый проект строительства гидроэлектростанции на реке Волхов был разработан инженером Генрихом Осиповичем Графтио еще в 1902 году. Однако, возможность создания такого предприятия, производящего дешевую электроэнергию, встретило активное сопротивление иностранных компаний, владевших паровыми станциями в Петербурге. Используя свои связи среди чиновников, они делали все, чтобы проект не был одобрен, и, в конечном итоге просто скупили земли вдоль нижнего течения Волхова, сделав какое-либо строительство здесь невозможным.

Генрих Графтио (в центре)

Впрочем, Графтио не отступал, и в 1914 году представил новый проект, предусматривающий использование на ГЭС мощных современных турбин. Однако, начало Первой мировой войны отодвинуло эти планы на неопределенный срок.

В 1917 году инженер предложил свой проект Временному правительству, которое санкционировало начало подготовительных строительных работ, однако из-за экономического кризиса они остановились.

Однако, после прихода к власти большевиков, проектом заинтересовался Владимир Ленин, давший указание продолжить подготовку к строительству гидроэлектростанции, но разразившаяся Гражданская война вновь повлияла на эти планы.

«Даешь Волховстрой!»

После победы большевиков, 16 сентября 1921 года постановлением Совета труда и обороны строительство Волховской ГЭС было включено в план ГОЭЛРО, и в том же году возобновлено. 4-я сессия ВЦИК РСФСР 8-го созыва (5 — 7 октября 1921 года), заслушав доклад Графтио, приняла резолюцию, в которой указывалось, что срочное строительство Волховской ГЭС кардинально решит топливный кризис и обеспечит электроснабжение Петрограда и городской промышленности. Всем соответствующим органам было поручено оказывать всемерную поддержку работам на Волховстрое. Занятым на строительстве, руководимом Генрихом Графтио, были обещаны продовольственные пайки и денежное довольствие.
На строительстве Волховской ГЭС

В желающих работать на таких условиях в голодающей России не было недостатка. И если в конце 1921 года на строительстве было занято 4, 5 тысячи человек, то к осени 1922 года их число возросло до 14,5 тысячи. Люди съезжались со всех концов страны – из Ярославля, Калуги, Твери, Череповца, Костромы. Ехали целыми артелями со своими инструментами. По ходу новаторских для того времени работ проект строительства постоянно корректировался, изобретались и внедрялись новые механизмы.

Параллельно специальная комиссия была отправлена в Европу для закупок оборудования. В Швеции было приобретено турбин и другой электротехники на сумму 11,5 миллиона шведских крон, в Англии – на 134 тысячи фунтов.

Ближе к завершению строительства ленинградский завод «Электросила» смог выпустить четыре отечественных гидрогенератора, которые были успешно установлены на ГЭС.

Для покрытия дефицита стройматериалов шли на беспрецедентные меры, не считаясь с затратами. Так, например, 3/4 цемента, необходимого для строительства, было привезено по морю из Новороссийска, для чего судам пришлось обогнуть всю Европу.

В ходе строительства было образовано Волховское водохранилище площадью 667 квадратных километров.

Летом 1926 года был введен в эксплуатацию шлюз, обеспечивающий непрерывное судоходство по Волхову. А 19 декабря 1926 года в присутствии членов советского правительства, состоялся торжественный пуск трех гидроагрегатов Волховской ГЭС. В следующем году были запущены все остальные, и станция заработала на полную мощность, составившую 58 МегаВатт. К началу Великой Отечественной войны ее мощность увеличилась до 66 МВт, сделав Волховскую ГЭС самой крупной на тот момент в Европе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Плотина Волховской ГЭС перекрыла путь на нерест волховского сига, регулярно заходившего в Волхов из Ладоги и плывшего далее до Новгорода. Это вызвано неудачной конструкцией рыбопропускного сооружения. Переделать его возможности уже не было. В итоге, в Волхове построили рыбоводный завод по разведению лососевых, сиговых, частиковых и миноги, которых выпускают в Ладогу. А вот в Новгороде с тех пор сиг не ловится.

Электрическая «дорога жизни»

В конце 1941 года, из-за приближения немецких войск к Ленинграду, оборудование Волховской ГЭС было демонтировано и вывезено. Однако, ввиду стабильности фронта, осенью 1942 года три агрегата по 8 МВт каждый, вернули на станцию. Завод «Севкабель» получил правительственное задание изготовить кабель для прокладки по дну Ладоги от Волховской ГЭС к Ленинграду.

Судно, укладывавшее кабель по дну Ладоги, подверглось атаке немецкой авиации

Кабель укладывали ночью со специально оборудованного судна. При налете немецкой авиации оно было потоплено, но прокладку удалось завершить. 23 сентября 1942 года в блокадный город пошел ток с Волховской ГЭС.

После того как Ладога замерзла, за 12 дней была сооружена воздушная электролиния, заработавшая в январе 1943 года. Опоры ее столбов были впаяны в лед.

Она просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с потеплением. В мае 1943 года была построена высоковольтная линия электропередачи Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста.

В октябре 1944 года были введены в строй 8 главных гидроагрегатов станции общей мощностью 64 МВт. Полностью восстановление ГЭС было завершено в 1945 году.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: Кабель, изготовленный для прокладки по дну Ладоги, рабочие называли «кабель жизни». Но было у него и другое название – «кабель с денежкой». Дело в том, что изоляцию делали из бумаги для печати денег с фабрики Гознака, так как другого изоляционного материала в таком количестве в блокадном городе попросту не было.
Волховская ГЭС в наши дни

Волховская ГЭС продолжает оставаться в строю по сей день. Она является частью энергосистемы Петербурга, а ее мощность составляет 86 МВт. Неподалеку находится музей-квартира Генриха Графтио. В нее, а также на плотину ГЭС, признанную памятников науки и техники, водят экскурсии.

Игорь ЧЕРЕВКО

0 комментариев