«Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза в одеждах Феллини

Cellini_1

В Мариинке очередная премьера: 10, 11, 14 и 28 ноября на сцене театра пройдёт опера «Бенвенуто Челлини».

Премьерный спектакль в Мариинском театре поставил молодой, но уже достаточно опытный режиссёр, выпускник Школы-студии МХАТ, неоднократный обладатель премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Который увидел параллели между историей создания Челлини легендарной статуи Персея и историей съёмок культового фильма Федерико Феллини «8½».

«Как на пёстром итальянском карнавале, в “Бенвенуто Челлини” Берлиоза перемешались комическое и трагическое, глубокие чувства и игра, ироничное лицедейство и пронзительная душевная обнажённость. Оперный первенец великого французского композитора-романтика принадлежит к редкой породе: это опера-семисериа, то есть “полусерьёзная” опера. Её главная идея вполне серьёзна: речь идёт о гении и творчестве, о месте художника в социуме, о цене произведения искусства», — пишет обозреватель сайта Мариинского театра Христина Батюшина.

Французский композитор Гектор Берлиоз (1803 — 1869) увидел в итальянском ювелире, скульптуре и искателе приключений Бенвенуто Челлини (1500 — 1871) своё альтер-эго. И действительно кое-что в их биографиях есть общего. Но если Челлини доводил авантюрные, часто кровавые дела до конца, то Берлиоз останавливался на половине пути. Так, известно, что Челлини убивал людей. Кинжалом он пользовался не хуже, чем резцом скульптора. «Я взялся за маленький колючий кинжальчик и, разорвав цепь его молодцов, обхватил его за грудь с такой быстротой и спокойствием духа, что никто из сказанных не успел заступиться», — рассказывает Челлини в своей биографической книге об убийстве Помпео — золотых дел мастера папского двора. Убийство не входило в его намерения, но, поясняет Челлини, «бьёшь не по уговору».

Убийцу своего брата, какого-то солдата, он выслеживал «как любовницу», пока не заколол его у дверей кабака ударом стилета в шею. Почтового смотрителя, не вернувшего ему после ночлега стремена, Челлини застрелил из аркебузы. Один трактирщик возле Феррары, у которого он остановился, потребовал уплаты за ночлег вперёд. Это лишило Челлини сна: всю ночь он обдумывал планы мщения: «То мне приходила мысль поджечь ему дом; то зарезать ему четырёх добрых коней, которые у него стояли в конюшне». Наконец он ножиком, острым, как бритва; искромсал четыре постели, «которые там были». Свою любовницу-натурщицу, изменившую ему с одним из его подмастерий, он в наказание заставлял часами позировать в самых неудобных позах. В общем, ни дать, ни взять, а человек эпохи Высокого Возрождения. Он жил, исходя из правила: тигр не любит, когда его дергают за усы.

Что касается Берлиоза, то он, будучи обманутым в высоких чувствах, тоже вынашивал планы кровавой расправы. Узнав, что его невеста, 20-летняя пианистка Мари Мок, разорвав с ним помолвку, вышла замуж за музыканта и издателя Камиля Плейеля, старшего сына и партнёра фабриканта музыкальных инструментов, композитора австрийского происхождения Игнаца Плейеля, Берлиоз спланировал тройное убийство: изменницы-Мари, её матери и Камиля. А после он намеревался покончить с собой. Украв пистолеты, Берлиоз, учившийся тогда в Риме, устремился в Париж. Но, доехав до Ниццы, где он, по его словам, провёл 20 счастливейших дней своей жизни, отказался от мщения и вернулся в Рим, чтобы не потерять стипендию. Дело было в 1831 году. Правда, не известно, кому в итоге повезло больше: Камилю или Гектору. Мари не отличалась супружеского верностью. И Плейль, устав от измен молодой жены, попросил о разводе. 29 июля 1836 года супруги развелись, прожив в браке всего четыре года. Мари дожила до 63 лет.

Наверное, есть ещё какие-то схожести в биографиях итальянского скульптора и французского композитора. Так, и тот, и другой были увлечены политикой. Но если Челлини вначале был сторонником Римского папы, а потом служил во Флоренции, в его родном городе, у Козимо I Медичи, то Берлиоз поддерживал революционные движения и у себя на родине, и в Греции. Но всё это, наверное, не так важно. Важно, что Берлиоз как истинный француз, самые серьёзные вещи рассказывает, не теряя чувства юмора.

«Берлиоз не морализатор: серьёзность тут соседствует с комизмом, лирические герои — с буффонными, живые люди — с масками. Здесь есть и развёрнутые арии рефлексирующих героев, и умопомрачительные, моцартовские по духу ансамбли, и великолепные хоровые сцены», — рассказывает об опере Христина Батюшина.

«“Бенвенуто Челлини” с его многолюдными уличными сценами, попойкой в таверне, балаганным театром, римским папой в качестве deus ex machina и прочими эффектными ситуациями, предоставляет любому оперному режиссёру заманчивое поле деятельности», — считает оперный критик.

Премьерный спектакль в Мариинском театре поставил молодой, но уже достаточно опытный режиссёр, выпускник Школы-студии МХАТ, неоднократный обладатель премии «Золотая маска» Алексей Франдетти. Который увидел параллели между историей создания Челлини легендарной статуи Персея и историей съёмок культового фильма Федерико Феллини «8½». Режиссёр перенёс действие оперы в 1963 год, на римскую киностудию, где, как известно, с большими трудностями рождался величайший киношедевр ХХ века.

«Я ставлю оперу об итальянском режиссёре, который похож на Федерико Феллини, с использованием некоторых киноработ Федерико Феллини. Мысль эта появилась из идеи, заложенной у Берлиоза в опере, а до этого — в мемуарах Челлини. Это идея творческого поиска, творческого кризиса и болезненного рождения правильной идеи и произведения искусства. Это всегда непросто, и опера Берлиоза помогает нам исследовать этот вопрос настолько глубоко, как это возможно, в рамках оперного спектакля. Фильм “8½” был недостающим звеном пазла, который складывался у меня в голове: я изначально понимал, что я хочу делать из нашего Челлини кинорежиссера, хочу все это переносить в некую современность, но при этом без экстрима. И когда я в очередной раз пересматривал “8½”, — абсолютно случайно, просто потому, что я очень люблю Феллини, — я понял, что это как раз то что нужно», — раскрывает свой замысел Алексей Франдетти.

Словом, интрига задана. И очень скоро мы узнаем, как воплотится нестандартная задумка.

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дирижёр — Валерий Гергиев

Партии готовят:

Бенвенуто Челлини — Михаил Векуа, Иван Гынгазов, Александр Михайлов, Сергей Семишкур

Тереза — Антонина Весенина, Анастасия Калагина, Виолетта Лукьяненко, Людмила Разумкова, Оксана Шилова

Асканио — Эвелина Агабалаева, Екатерина Крапивина, Ирина Шишкова

Фьерамоска — Виктор Коротич, Ярослав Петряник, Сергей Романов, Егор Чубаков

Джакомо Бальдуччи — Денис Беганский, Николай Каменский, Олег Сычёв

Папа Климент VII — Юрий Воробьёв, Михаил Петренко, Станислав Трофимов

Поделиться ссылкой: