Почти одновременно в Эрмитаже на деньги одного банка отреставрировали портрет Екатерины II, а в Павловске представили экспонаты, возвращённые в музей при содействии другого финансового учреждения. Ростовщики заделались в меценаты. В общем, это хорошо.
Портрет для Новороссии остался в Петербурге
В главном музее России прошла презентация портрета императрицы Екатерины II кисти немецкого художника Андреаса Каспара Гюне после реставрации, которую спонсировала Группа «СМП Банк». Церемонию устроили в Эрмитажном театре с участием ансамбля барочной музыки и другими «красивостями» подобных мероприятий.
«Банк работает на российском рынке с 2001 года и входит в число 20 крупнейших российских банков по размеру активов. Банк присутствует в 19 регионах, входит пятёрку лидеров по объемам кредитования субъектов РФ и муниципальных образований. Основные акционеры — российские бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги. АО «СМП Банк» является головной кредитной организацией одноименной банковской группы, включающей в себя, помимо санируемого АО “Мособлбанк”, страховую компанию ООО «СМП-Страхование», — сообщается на официальном сайте финансовой организации.
Портрет был выполнен в 1791 году в рамках большого заказа художнику от светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического. Предполагалось выполнить несколько крупных исторических полотен о великих деяниях Екатерины II. Исследователи предполагают, что эту серию картин морганатический муж императрицы намеревался разместить в одном из дворцов или административных зданий Новороссии или Крыма.
Но в 1791-м всемогущий князь скончался, и работа над заказом была прервана. Кроме портрета царицы, Гюне создал лишь три монументальные картины, которые находятся сейчас в разных музейных собраниях. В фондах Эрмитажа представлен небольшой эскиз полотна «Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого», которое до 1941 года находилось в Гатчинском дворце, а сейчас — в Государственном музее-заповеднике «Царское Cело».
«В центре композиции изображена символическая гробница Петра Великого. Стоящая перед ней Екатерина II указывает правой рукой на знамёна и другие трофеи Русско-турецкой войны. Императрицу окружают священнослужители и придворные», — говорится в музейной аннотации.
На только что отреставрированном портрете размером 289 на 207,5 сантиметра, поступившем в Эрмитаж только в 1946 году (находилось в Петербурге в собственности наследников Потёмкина), «Екатерина II изображена в малой короне, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного на фоне занавеса, за которым открывается вид на Сенатскую площадь» и памятник Петру I («Медный всадник»), установленный по её повелению.
«На следующем плане — гранитная набережная Невы и здание Императорской Академии художеств, возведённое по указу монархини в 1764-1788 годах. Рядом с Екатериной II, на постаменте, лежит том “Наказа”, написанного ею для депутатов Уложенной комиссии, состоявшей из избранных представителей всех сословий», — говорится в эрмитажном описании портрета, представленного в Зимнем дворце в постоянной экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».
Вроде бы «Катенька», да не та
Собственно о реставрации портрета в эрмитажном информационном сообщении говорится скупо. Известно лишь, что работу выполнили художники Андрей Крупенко и Максим Лапшин под руководством «такого-то и такого-то» (по нынешним временам странно, если начальников поименовано меньше, чем тех, кто непосредственно какое-то полезное и важное дело сделал).
Реставраторы «на основе технико-технологических исследований» произвели утоньшение слоя и восстановление лака, покрывающего живопись, удалили с неё поздние записи, восполнили утраты авторской работы, «подвели» грунт. «Каждый этап работ задокументирован и внесён в реставрационный паспорт произведения», — информирует Эрмитаж.
Что именно и в каком объёме профинансировал при производстве этих работ банк Ротенбергов (зарплата художников, покупка необходимых материалов и инструментов?) — неизвестно. Ничего не сообщается и о мотивации спонсоров поспособствовать реставрации именно этого портрета.
Хотя на этот счёт можно высказать некоторые предположения. Дело в том, что императрица Екатерина II в январе 1769 года подписала манифест о введении в обращение в России бумажных денег (ассигнаций) четырёх номиналов — 25, 50, 75 и 100 рублей.
При этом с 1866 года на российских денежных купюрах появились портреты государей (великого князя Дмитрия Донского, царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, первого императора Петра I). 100-рублёвый номинал «достался» Екатерине II и с тех пор купюру этого достоинства в просторечии именовали «Катенькой».
До сих пор среди специалистов, коллекционеров и просто «фанатов» гравировального искусства особо ценится 100-рублёвая купюра с портретом великой императрицы образца 1910 года, поныне считающаяся шедевром, в том числе и полиграфического мастерства, начала ХХ века.
Кстати
Этот кредитный билет размером 258 на 120 миллиметров печатался на специальной бумаге с локальным водяным знаком (тоже портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет — традиционный для российских купюр достоинством 100 рублей — жёлто-бежевый. Лицевая сторона выполнена по эскизу художника Рихарда Заррина — автора нескольких банкнот и первой советской почтовой марки. Оборотная (с изображением императрицы) — по рисунку Рудольфа Рёсслера. Клише для этой купюры гравёр Лундин делал вручную в течение нескольких лет.
На 100-рублёвой банкноте был воспроизведён фрагмент портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи-старшего, исполненный на два года позже полотна Андреаса Каспара Гюне, то есть в 1793-м. Это произведение (размером 290 на 208 сантиметров) тоже находится в Эрмитаже.
Интересно, что композиция портрета Лампи, выражение лица и поза императрицы на нём очень близки к изображению Гюне. Различен фоновый антураж, наряд императрицы и манера письма (у Лампи — более мягкая). Такое впечатление, что картина, написанная несколько позднее, выполнена «по мотивам» уже к тому времени существовавшей. Впрочем, судить об этом следует специалистам.
Кстати
В 1913 году наёмный работник (мужчина), занятый в сельском хозяйстве, в период весеннего сева получал примерно 80 копеек в день, на сенокосе — рубль. То есть за летний сезон (с учётом выходных дней) неквалифицированному труженику можно было заработать как раз 100 рублей — «Катеньку». При этом цена коровы или лошади составляла тогда около 10 рублей за голову. А скромный обед в студенческой столовой Санкт-Петербургского Политехнического института стоил в те времена 15 копеек (4 — тарелка щей, 8 — макароны с растопленным салом, 3 — чай с лимоном), то есть на «Катеньку» можно было сносно накормить обедом более 600 будущих инженеров.
Павловск с «Девушкой перед зеркалом»
Почти одновременно с эрмитажной презентацией отреставрированного портрета Екатерины II в Павловске открылась выставка «Время собирать. Дары ВТБ». В Библиотеке Росси демонстрируется более 100 раритетов, приобретённых благодаря спонсорству этого банка.
«Самое главное, что с помощью благотворителей нам удалось вернуть „родные“ вещи, утраченные музеем во время советских распродаж 1920-1930-х и похищенные во время Великой Отечественной войны. Возвращение даже одного такого шедевра для нас огромное событие, позволяющее сделать ещё один шаг по воссозданию блестящего исторического собрания Павловска», — заявила директор музея-заповедника Вера Дементьева.
Среди экспонатов выставки специалисты выделяют несколько «знаковых» для Павловска и эпохи его наивысшего расцвета вещей:
«Портрет молодой девушки перед зеркалом» работы немецкой художницы Анны Доротеи Тербуш (Лисиевской) свидетельствует, чтохозяева резиденции — сын Екатерины II великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) и его супруга Мария Фёдоровна — приобретали для своего дворца и работы просто модных живописцев. Тербуш-Лисиевская некоторое время была придворной художницей Вюртембергского герцогского дома, из которого происходила вторая жена Павла. Выполненные ею портреты членов прусской королевской семьи находятся в Эрмитаже. «Особые» отношения художницы с философом Дени Дидро стали сюжетом пьесы «Свободный духом» и фильма «Распутник» (роль Тербуш в этой кинокартине исполнила Фанни Ардан).
Египетский сервиз-дежене (для завтрака) несколько лет назад был выкуплен за границей и вернулся на своё историческое место — в опочивальню Марии Фёдоровны в Павловском дворце. Она называла этот набор «Память моего сердца», поскольку получила его в подарок от своего брата — Вюртембергского короля Фридриха I. Предметы сервиза, на которых размещены портреты членов монаршей семьи, был изготовлен на Людвигсбургской мануфактуре в двух экземплярах (один подарен Марии Фёдоровне и находился в Павловске, а второй остался в королевском дворце Вюртемберга и сейчас находится в собрании местного музея). В данный момент сервиз покинул Галерею Росси и отправился на выставку «Египтомания» в Эрмитаж.
«Мемуары Мадам де Сталь», «Мемуары герцога де Гиза» и «Послание апостола Павла к римлянам» — эти великолепно изданные книги тоже были выкуплены на зарубежных аукционах и вернулись в павловскую Библиотеку Росси, где когда-то были собраны многочисленные книжные раритеты.
Восковой медальон с парным портретом великого князя Павла Петровича и его супруги, выполненный в Милане во время их путешествия по Европе под именем графа и графини Северных в 1782 году. Этот оригинальный предмет, подаренный Павловскому дворцово-парковому заповеднику банком ВТБ, пока последний по времени из «подношений» этого благотворителя.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы с сайтов Государственного Эрмитажа и ГМЗ «Павловск»