Банкиры потратились на «Катеньку» и раритеты Павловска

Katenka10

Почти одновременно в Эрмитаже на деньги одного банка отреставрировали портрет Екатерины II, а в Павловске представили экспонаты, возвращённые в музей при содействии другого финансового учреждения. Ростовщики заделались в меценаты. В общем, это хорошо.

Портрет Екатерины II кисти Андреаса Каспара Гюне

Портрет для Новороссии остался в Петербурге

В главном музее России прошла презентация портрета императрицы Екатерины II кисти немецкого художника Андреаса Каспара Гюне после реставрации, которую спонсировала Группа «СМП Банк». Церемонию устроили в Эрмитажном театре с участием ансамбля барочной музыки и другими «красивостями» подобных мероприятий.

«Банк работает на российском рынке с 2001 года и входит в число 20 крупнейших российских банков по размеру активов. Банк присутствует в 19 регионах, входит пятёрку лидеров по объемам кредитования субъектов РФ и муниципальных образований. Основные акционеры — российские бизнесмены Аркадий и Борис Ротенберги. АО «СМП Банк» является головной кредитной организацией одноименной банковской группы, включающей в себя, помимо санируемого АО “Мособлбанк”, страховую компанию ООО «СМП-Страхование», — сообщается на официальном сайте финансовой организации.

Портрет был выполнен в 1791 году в рамках большого заказа художнику от светлейшего князя Григория Потёмкина-Таврического. Предполагалось выполнить несколько крупных исторических полотен о великих деяниях Екатерины II. Исследователи предполагают, что эту серию картин морганатический муж императрицы намеревался разместить в одном из дворцов или административных зданий Новороссии или Крыма.

Но в 1791-м всемогущий князь скончался, и работа над заказом была прервана. Кроме портрета царицы, Гюне создал лишь три монументальные картины, которые находятся сейчас в разных музейных собраниях. В фондах Эрмитажа представлен небольшой эскиз полотна «Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого», которое до 1941 года находилось в Гатчинском дворце, а сейчас — в Государственном музее-заповеднике «Царское Cело».

Картина Гюне «Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого»

«В центре композиции изображена символическая гробница Петра Великого. Стоящая перед ней Екатерина II указывает правой рукой на знамёна и другие трофеи Русско-турецкой войны. Императрицу окружают священнослужители и придворные», — говорится в музейной аннотации.

На только что отреставрированном портрете размером 289 на 207,5 сантиметра, поступившем в Эрмитаж только в 1946 году (находилось в Петербурге в собственности наследников Потёмкина), «Екатерина II изображена в малой короне, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного на фоне занавеса, за которым открывается вид на Сенатскую площадь» и памятник Петру I («Медный всадник»), установленный по её повелению.

«На следующем плане — гранитная набережная Невы и здание Императорской Академии художеств, возведённое по указу монархини в 1764-1788 годах. Рядом с Екатериной II, на постаменте, лежит том “Наказа”, написанного ею для депутатов Уложенной комиссии, состоявшей из избранных представителей всех сословий», — говорится в эрмитажном описании портрета, представленного в Зимнем дворце в постоянной экспозиции «Русская культура второй половины XVIII века».

Вроде бы «Катенька», да не та

Собственно о реставрации портрета в эрмитажном информационном сообщении говорится скупо. Известно лишь, что работу выполнили художники Андрей Крупенко и Максим Лапшин под руководством «такого-то и такого-то» (по нынешним временам странно, если начальников поименовано меньше, чем тех, кто непосредственно какое-то полезное и важное дело сделал).

Реставраторы  «на основе технико-технологических исследований» произвели утоньшение  слоя и восстановление лака, покрывающего живопись, удалили с неё поздние записи, восполнили утраты авторской работы, «подвели» грунт. «Каждый этап работ задокументирован и внесён в реставрационный паспорт произведения», — информирует Эрмитаж.

Что именно и в каком объёме профинансировал при производстве этих работ банк Ротенбергов (зарплата художников, покупка необходимых материалов и инструментов?) — неизвестно. Ничего не сообщается и о мотивации спонсоров поспособствовать реставрации именно этого портрета.

Хотя на этот счёт можно высказать некоторые предположения. Дело в том, что императрица Екатерина II в январе 1769 года подписала манифест о введении в обращение в России бумажных денег (ассигнаций) четырёх номиналов — 25, 50, 75 и 100 рублей.

При этом с 1866 года на российских денежных купюрах появились портреты государей (великого князя Дмитрия Донского, царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, первого императора Петра I). 100-рублёвый номинал «достался» Екатерине II и с тех пор купюру этого достоинства в просторечии именовали «Катенькой».

Эта купюра поныне считается одним из шедевров гравировального искусства

До сих пор среди специалистов, коллекционеров и просто «фанатов» гравировального искусства особо ценится 100-рублёвая купюра с портретом великой императрицы образца 1910 года, поныне считающаяся шедевром, в том числе и полиграфического мастерства, начала ХХ века.

Кстати

Этот кредитный билет размером 258 на 120 миллиметров печатался на специальной бумаге с локальным водяным знаком (тоже портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет — традиционный для российских купюр достоинством 100 рублей — жёлто-бежевый. Лицевая сторона выполнена по эскизу художника Рихарда Заррина — автора нескольких банкнот и первой советской почтовой марки. Оборотная (с изображением императрицы) — по рисунку Рудольфа Рёсслера. Клише для этой купюры гравёр Лундин делал вручную в течение нескольких лет.

На 100-рублёвой банкноте был воспроизведён фрагмент портрета Екатерины II кисти Иоганна Баптиста Лампи-старшего, исполненный на два года позже полотна Андреаса Каспара Гюне, то есть в 1793-м. Это произведение (размером 290 на 208 сантиметров) тоже находится в Эрмитаже.

Портрет Екатерины II кисти Лампи-старшего

Интересно, что композиция портрета Лампи, выражение лица и поза императрицы на нём очень близки к изображению Гюне. Различен фоновый антураж, наряд императрицы и манера письма (у Лампи — более мягкая). Такое впечатление, что картина, написанная несколько позднее, выполнена «по мотивам» уже к тому времени существовавшей. Впрочем, судить об этом следует специалистам.

Кстати

В 1913 году наёмный работник (мужчина), занятый в сельском хозяйстве, в период весеннего сева получал примерно 80 копеек в день, на сенокосе — рубль. То есть за летний сезон (с учётом выходных дней) неквалифицированному труженику можно было заработать как раз 100 рублей — «Катеньку». При этом цена коровы или лошади составляла тогда около 10 рублей за голову. А скромный обед в студенческой столовой Санкт-Петербургского Политехнического института стоил в те времена 15 копеек (4 — тарелка щей, 8 — макароны с растопленным салом, 3 — чай с лимоном), то есть на «Катеньку» можно было сносно накормить обедом более 600 будущих инженеров.

Павловск с «Девушкой перед зеркалом»

Почти одновременно с эрмитажной презентацией отреставрированного портрета Екатерины II в Павловске открылась выставка «Время собирать. Дары ВТБ». В Библиотеке Росси демонстрируется более 100 раритетов, приобретённых благодаря спонсорству этого банка.

«Самое главное, что с помощью благотворителей нам удалось вернуть „родные“ вещи, утраченные музеем во время советских распродаж 1920-1930-х и похищенные во время Великой Отечественной войны. Возвращение даже одного такого шедевра для нас огромное событие, позволяющее сделать ещё один шаг по воссозданию блестящего исторического собрания Павловска», — заявила директор музея-заповедника Вера Дементьева.

Среди экспонатов выставки специалисты выделяют несколько «знаковых» для Павловска и эпохи его наивысшего расцвета вещей:

«Портрет молодой девушки перед зеркалом» работы немецкой художницы Анны Доротеи Тербуш (Лисиевской) свидетельствует, чтохозяева резиденции — сын Екатерины II великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I) и его супруга Мария Фёдоровна — приобретали для своего дворца и работы просто модных живописцев. Тербуш-Лисиевская некоторое время была придворной художницей Вюртембергского герцогского дома, из которого происходила вторая жена Павла. Выполненные ею портреты членов прусской королевской семьи находятся в Эрмитаже. «Особые» отношения художницы с философом Дени Дидро стали сюжетом пьесы «Свободный духом» и фильма «Распутник» (роль Тербуш в этой кинокартине исполнила Фанни Ардан).

«Портрет молодой девушки перед зеркалом» кисти Тербуш

Египетский сервиз-дежене (для завтрака) несколько лет назад был выкуплен за границей и вернулся на своё историческое место — в опочивальню Марии Фёдоровны в Павловском дворце. Она называла этот набор «Память моего сердца», поскольку получила его в подарок от своего брата — Вюртембергского короля Фридриха I. Предметы сервиза, на которых размещены портреты членов монаршей семьи, был изготовлен на Людвигсбургской мануфактуре в двух экземплярах (один подарен Марии Фёдоровне и находился в Павловске, а второй остался в королевском дворце Вюртемберга и сейчас находится в собрании местного музея). В данный момент сервиз покинул Галерею Росси и отправился на выставку «Египтомания» в Эрмитаж.

Египетский сервиз для завтрака сейчас опять покинул Павловск, но не надолго

«Мемуары Мадам де Сталь», «Мемуары герцога де Гиза» и «Послание апостола Павла к римлянам» — эти великолепно изданные книги тоже были выкуплены на зарубежных аукционах и вернулись в павловскую Библиотеку Росси, где когда-то были собраны многочисленные книжные раритеты.

В библиотеку Павловского дворца постепенно возвращаются книжные раритеты
Этот медальон — пока что последний дар Павловску от ВТБ

Восковой медальон с парным портретом великого князя Павла Петровича и его супруги, выполненный в Милане во время их путешествия по Европе под именем графа и графини Северных в 1782 году. Этот оригинальный предмет, подаренный Павловскому дворцово-парковому заповеднику банком ВТБ, пока последний по времени из «подношений» этого благотворителя.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы с сайтов Государственного Эрмитажа и ГМЗ «Павловск»

Поделиться ссылкой: