Балет «Барышня и хулиган», положенный на многострадальные вещи Шостаковича

Barisnia_Hul

Дмитрий Шостакович – самый ленинградский композитор. Именно ленинградский. Шостакович создал много замечательных произведений, но для большинства из нас он – прежде всего автор знаменитой «Ленинградской симфонии», которая прозвучала в окружённом вражеской блокадой городе 9 августа 1942 года – её исполнил Большой симфонический оркестр ленинградского радиокомитета под руководством дирижёра Карла Элиасберга. Поэтому совершенно естественно, что 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от блокады, в Мариинском театре пройдёт балет на музыку Дмитрия Шостаковича.

27 января на новой сцене Мариинского театра будет представлен балет «Барышня и хулиган». Правда, родился он не в Мариинском театре, а в ленинградском Малом театре оперы и балета (МАЛЕГОТе) в 1962-м. «В начале 1960-х годов по мотивам фильма [«Барышня и хулиган» по сценарию Владимира Маяковского] Александр Белинский создал либретто одноименного балета, а балетмейстер МАЛЕГОТа Константин Боярский придумал хореографическое решение. Музыка была взята из трёх многострадальных балетов Дмитрия Шостаковича – “Болт”, “Золотой век” и “Светлый ручей”, также в партитуру были включены фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам», – читаем мы на сайте Мариинского театра.

Почему балеты «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», написанные Шостаковичем в конце 20-х – первой половине 30-х, многострадальные? Да потому что за них, наряду с оперой «Леди Макбет Мценского уезда», композитора разнесли за «формализм» и «натурализм» в главной газете СССР.

29 января 1936 года в «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», в которой в пух и в прах была раскритикована опера «Леди Макбет Мценского уезда», а 6 февраля – «Балетная фальшь», в которой главным объектом «критического разбора» стал балет «Светлый ручей». «Какие-то люди в одежде, не имеющей ничего общего с одеждой кубанских казаков, прыгают по сцене, неистовствуют. Балетная бессмыслица в самом скверном смысле этого слова господствует на сцене <…> Под видом колхозного балета преподносится противоестественная смесь ложно-народных плясок с номерами танцовщиц в “пачках”, – писал анонимный автор «Балетной фальши». – Музыка Д. Шостаковича подстать всему балету. В “Светлом ручье”, правда, меньше фокусничанья, меньше странных и диких созвучий, чем в опере “Леди Макбет Мценского уезда”. В балете музыка проще, но и она решительно ничего общего не имеет ни с колхозами, ни с Кубанью. <…> Музыка поэтому бесхарактерна. Она бренчит и ничего не выражает». «Авторы балета — и постановщики и композитор — по-видимому, рассчитывают, что публика наша так нетребовательна, что она примет всё, что ей состряпают проворные и бесцеремонные люди», – заключала «Правда».

Неизвестно, были бы выпущены такие мощные «критические стрелы» в произведения Дмитрия Шостаковича, если бы его оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не показали на Фестивале советской музыки. Ведь премьеры балетов и оперы Шостановича были встречены весьма благосклонно как критикой, так и партийным начальством. Так, незадолго до начала Фестиваля, 11 января 1936 года, заведующий отделом культпросветработы ЦК ВКП (б) Александр Щербаков в письме на имя секретарей ЦК И.В. Сталина, А.А. Андреева и А.А. Жданова отмечал: «Ленинградский Академический Малый Оперный театр около 4-х лет работает над созданием советской оперы и над воспитанием кадров советских композиторов. Показом спектаклей “Тихий Дон” – Дзержинского, “Леди Макбет” – Шостаковича, “Камаринского мужика” и “Именин” – Желобинского театр демонстрирует сейчас результаты своей работы. По существу, это единственный театр, который упорно и систематически разрабатывает чрезвычайно важную проблему советского театра – создание современного музыкального театра. <…> Оценка театральных критиков и московской общественности самая положительная». Щербаков предлагал переименовать ЛАМОТ в Государственный новый академический оперный театр, а зарплаты его «художественного и технического состава» приравнять «к зарплате Ленинградского театра оперы и балета (б. Мариинского)».

Премьера оперы «Леди Макбет Мценского уезда» прошла в Ленинградской академическом малом оперном театре 22 января 1934 года. Вскоре спектакль под названием «Екатерина Измайлова» был поставлен в московском театре Владимира Немировича-Данченко. Опера имела большой успех. В двух театрах, ленинградском и московском, она прошла около 200 раз.

В дни Фестиваля советской музыки в Москве прошла дискуссия на тему «Пути развития советской оперы». Председательствовал на ней музыковед Виктор Городинский. Судя по отчёту «Литературной газеты», выступавшие доказывали, что репертуар Ленинградского малого оперного театра – «живой укор руководителям московских оперных театров, не сумевших проявить достаточную смелость в борьбе за советскую оперу». В день выхода этого отчёта, 26 января 1936 года, Сталин с соратниками (Анастасом Микояном, Андреем Ждановым и Вячеславом Молотовым) пришёл на оперу «Леди Макбет Мценского уезда». 28 января в «Правде» вышла анонимная статья «Сумбур вместо музыки». После этого долгое время никто себе не позволял указывать на то, что «на путях борьбы за советскую оперу Москва отстаёт от Ленинграда», как это делали некоторые ораторы на недавнем диспуте. По одной из версий, Сталин заявил тогда, что «музыка Шостаковича не понятна народу». Так или иначе, «формалистические» и «натуралистические» произведения Шостаковича на долгое время исчезли из репертуара советских театров. Хорошо, что не исчез сам Дмитрий Дмитриевич, хотя, по словам его сына, Максима, «бывали такие случаи, когда наш отец чувствовал себя на волосок от гибели…».

Что же касается МАЛЕГОТа, он продолжил «упорно и систематически» разрабатывать «чрезвычайно важную проблему советского театра – создание современного музыкального театра». И в годы Оттепели на его сцене появился балет «Барышня и хулиган». «Советскому зрителю, за годы господства на сцене драмбалета привыкшему к балетам-пьесам, пришлась по вкусу рассказанная в танце история о нравственном перерождении Хулигана под влиянием незнакомого ему прежде чувства любви. В афише Малого оперного театра спектакль оставался вплоть до 1987 года», – сообщает музыковед Ольга Макарова. Но в 2001-м балет вернули к жизни в Мариинском, и он до сих пор остаётся в его репертуаре. Спектакль проходит в декорациях Вячеслава Окунева по мотивам сценографии Валерия Доррера.

27 января балеты «Барышня и хулиган» и «Ленинградская симфония» начнутся на сцене Мариинского театра-2 в 19 часов.

Дмитрий Жвания  

В оформлении материала использовано фото с сайта Мариинского театра

Вам будет интересно