Перейти к содержимому
Главная страница «Бал-маскарад»: итальянская страсть в Бостоне

«Бал-маскарад»: итальянская страсть в Бостоне

В Мариинском театре — одна мощная опера за другой. И одно это, отметим попутно, полностью оправдывает строительство второй сцены Мариинки. 24 ноября в Мариинском-2 вновь пройдёт «Бал-маскарад» великого итальянского композитора Джузеппе Верди.  

Премьера нынешней постановки «Бала-маскарада» состоялась в Мариинском театре 20 лет назад — 13 мая 2001 года. Однако произведения Джузеппе Верди таковы, что в них всегда можно различить новый смысл

Истинно итальянские страсти разворачиваются в Соединённых штатах Америки, в столице штата Массачусетс — Бостоне. Но вдохновила Верди на создание оперы шведская история — убийство на маскараде шведского короля Густава III лидером аристократической партии Якобом Юханом Анкарстрёмом, которое произошло в королевском дворце в Стокгольме 16 марта 1792 года. За час до начала празднества анонимный информатор оповестил Густава о готовящемся на него покушении. Однако монарх не придал значения сообщению. «Если кто-то хочет меня убить, то лучшего места, чем здесь, не найти», — заявил он, прочтя письмо. После чего, надев маску, он вышел в зал, где уже шёл бал-маскарад. На его груди красовался орден Святого Серафима. По нему-то убийца и опознал Густава III… И выстрелил ему в спину.

Французский драматург Эжен Скриба написал пьесу об убийстве шведского монарха, которая и послужила основой для сюжетной линии оперы. Но 14 января 1858 года, почти накануне премьеры, итальянский карбонарий Феличе Орсини, совершил покушение на французского императора Наполеона III. Орсини был активным участником обороны Римской республики 1849 года и рассчитывал, что устранение одного из душителей итальянской революции — Наполеона III, который военной силой поддерживал реакционный папский режим, даст толчок национально-освободительной борьбе итальянцев. Это было уже третье покушение на императора, и все они были делом рук сынов Италии.

Дабы не будить лиха, цензоры предложили Верди перенести действие в Средние века — во Флоренцию, а короля превратить в простого дворянина и обойтись без убийства. Верди отказался, хотя ему угрожал иск со стороны импресарио театра. В ответ композитор сам подал в суд. Год спустя цензурный запрет был снят только после того, как Верди пошёл на уступки, перенеся действие в американский Бостон. Он изобразил убийство мифического губернатора Бостона Ричарда Уорвика его секретарём Ренато — нежелательные ассоциации были минимизированы. В итоге премьера оперы 17 февраля 1859 года, но не в Неаполе, а в Риме, в театре «Аполло». Главные партии исполняли Гаэтано Фраскини (Ричард), Леоне Джиральдони (Ренато), Евгения Жюльен Дежан (Амелия). Дирижёр — Эмилио Анджелини.

В России первое исполнение «Бала-маскарада» итальянской труппой прошло 17 ноября 1861 года в Санкт-Петербурге. Но русской постановке противодействовала цензура. И её премьера состоялась лишь 8 декабря 1880 года в московском Большом театре. Исполнялась она на русском языке. Не пройдёт и трёх месяцев после премьеры, как народовольцы в Петербурге убьют царя Александра II. Совпадение? Скорее всего.

Опера «Бал-маскарад», несмотря на то, что действие происходит в XVIII веке, она насыщена всевозможными аллюзиями на Средневековье. Так, колдунья Ульрика, дабы избавить Амелию от любовной страсти, велит ей нарвать волшебной травы в том месте, где приводятся в исполнение смертные приговоры. В Средние века, наоборот, верили, что под виселицами из капель спермы повешенного вырастает мандрагора — магический афродизиак. О его мощном эффекте ходят легенды. Губернатор Ричард узнаёт о своей скорой смерти тоже от колдуньи — в ходе сеанса хиромантии.

Сюжет оперы выходит за рамки банального любовного треугольника, в котором задействованы губернатор Ричард, его секретарь Ренато и жена Ренато Амелия. Это произведение о дружбе, во имя которой главный герой не только жертвует своей любовью к женщине, но и жизнью. А Дэвид Олден, который почти 10 лет назад поставил «Бал-маскарад» на сцене нью-йоркского театра «Метрополитен», сказал, что это — история «Икара, упивающегося любовью к жизни и погибающего». 

А ещё «Бал-маскарад» — это опера, наполненная зловещим смехом. Здесь есть и смеющаяся ария, и даже смеющийся квинтет.

Премьера нынешней постановки состоялась в Мариинском театре 20 лет назад — 13 мая 2001 года. Однако произведения Верди таковы, что в них всегда можно различить новый смысл.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Дирижер – Михаил Синькевич

Ричард – Иван Гынгазов
Амелия – Татьяна Сержан
Ренато – Роман Бурденко
Ульрика – Злата Булычёва
Оскар – Людмила Разумкова
Самуэль – Илья Банник
Том – Михаил Колелишвили

Начало спектакля в 19 часов. Продолжительность  3 часа 30 минут. Спектакль идёт с двумя антрактами.

Подготовил Дмитрий Ульяницкий

Поделиться ссылкой: