Бывшая сборочная мастерская завода «Русскiй Рено» на Большом Сампсониевском проспекте реконструирована. Здесь обустроены помещения для начальной школы и детского сада. Хорошо, что хотя бы часть уникального комплекса начала ХХ века сохранена и послужит новым поколениям.
История вопроса такова: ООО «ПИК-инвестпроект» (подразделение московской группы компаний ПИК) приобрела в 2019 году на торгах земельный участок на Кантемировской улице, где располагались корпуса АО «ОДК-Климов» за 1,34 миллиарда рублей (производство газотурбинных двигателей для авиационной техники перенесено на новую площадку в Приморском районе).
С 2020 года эту площадку принадлежащее ООО «ПИК-Инвестпроект» ООО «Специализированный застройщик “Кантемировская”» превращает в жилой комплекс «Кантемировская, 11». Все старые здания (в том числе и те, что были неотъемлемой частью проекта дореволюционного завода) пошли под снос. Кроме единственного — бывшей сборочной мастерской автомобильной фабрики «Русскiй Рено». Это сооружение имеет с 2014 года статус объекта культурного наследия регионального значения.
«Мы продумали, как переделать здание бывшей мастерской, чтобы детям было приятно проводить в нём почти каждый день. Просторные и светлые помещения отлично подошли для актового зала и столовой… Нашлось место для театрального зала, собственного бассейна и спортзала, который будет украшен граффити, отсылающими к истории здания… При оформлении интерьеров мы используем только безопасные материалы, выбираем природные цвета и фактуры. Вся мебель сделана из дерева или экологичных аналогов. В отделке мы избегаем ярких пятен: в качестве основного цвета используем белый и добавляем к нему спокойные цвета, чтобы дети не отвлекались и лучше концентрировались», — рекламно сообщается на сайте ГК «ПИК».
Работы по реконструкции здания площадью 3,5 тысячи квадратных метров проводились компанией с начала 2022 года. К нему сделана пристройка в 7 тысяч «квадратов». То есть «образовательный комплекс» занимает 10,5 тысячи квадратных метров. Начальная школа, рассчитанная на 350 учеников младших классов, здесь уже функционирует с 1 сентября, а детский сад якобы примет 150 воспитанников в конце этого месяца. Объём частных инвестиций в проект не называется, но специалисты считают, что затраты на реконструкцию исторического здания примерно на 30 процентов выше стоимости строительства аналогичного объекта с нуля. Сообщается, что впоследствии учреждение перейдёт на баланс города.
По словам вице-президента и руководителя дирекции ПИК по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергея Мамошина, это первый проект компании в Северной столице России, в котором фигурирует объект культурного наследия, «который мы должны сохранять и приспосабливать под современную функцию».
Кстати
ООО «Специализированный застройщик “Альмандин”» (тоже входит в группу ПИК) строит 60,7 тысячи квадратных метров жилья во дворе Измайловских провиантских магазинов между Лермонтовским проспектом и 12-й Красноармейской улицей.
В обмен на позволение осуществить здесь этот проект компания должна провести работы по приспособлению для современного использования и безвозмездно передать городу здание Николаевского кавалерийского училища с тремя флигелями для размещения «объекта образования».
«Уже разработан проект приспособления Николаевского училища под школу на 1000 мест для средних и старших классов. После того как ПИК завершит реконструкцию объекта, Курчатовский институт возьмёт шефство над этой школой», — заявлял всё тот же Сергей Мамошин.
«Родина на Неве» уже подробно рассказывала об этом проекте и об истории Николаевского кавалерийского училища.
При этом в Санкт-Петербурге насчитывается около 10 тысяч объектов культурного наследия (примерно половина — федерального значения). Многие из них находятся в плохом состоянии, требуют реконструкции и не могут использоваться по первоначальному назначению. Затраты на приспособление памятников под современное использование могут варьироваться от 80-100 тысяч рублей до 400 тысяч рублей за квадратный метр (в зависимости от статуса объекта, качества проводимых работ, функции, к которой его приспосабливают).
Застройщики регулярно жалуются, что «необходимые бюрократические формальности занимают так много времени, что здание уже становится непригодным для восстановления». Правда, они умалчивают, что нередко сами затягивают процесс согласования проектов, дабы памятник пришёл в аварийное состояние, и его можно было бы снести с последующим «воссозданием» лишь внешнего облика из современных материалов.
Из удачных примеров реконструкции объектов культурного наследия в последнее время стоит упомянуть Левашовский хлебозавод, преобразованный в культурно-деловое пространство. Об этом проекте «Родина на Неве» недавно опубликовала материал, с которым можно ознакомиться здесь. Отметим лишь, что, по заявлениям застройщика (группа компаний RBI), «в ходе проекта его бюджет вырос с 0,8 до 1,2 миллиарда рублей — главным образом потому, что объём работ по усилению аварийных конструкций невозможно было точно оценить заранее, многое стало понятно только после расчистки здания от внутренней отделки».
Но вернёмся на завод «Русскiй Рено». Преобразованное ныне здание сборочной мастерской построено в 1914-м по проекту замечательного петербургского архитектора начала ХХ века Алексея Бубыря. Зодчий работал, в основном, в стилистике северного модерна, но в комплексе зданий для «Рено» специалисты усматривают мотивы грядущего конструктивизма — настолько функционально всё продумано.
Во-первых, сама структура комплекса. К главному корпусу сборочной мастерской последовательно можно было пристроить множество однопролётных галерей для размещения цехов, где производились различные узлы и детали. Первоначально таких галерей было сооружено две, к 1916-му — ещё две, в 1930-е — 12, а после Великой Отечественной войны — пять. Итого к сборочной мастерской по мере развития производства было пристроено два десятка цехов. Все они теперь снесены…
Во-вторых, конструкция зданий позволила впоследствии надстроить второй этаж в западной части корпусов-галерей для размещения там конструкторских и иных служб предприятия. «Первоначальный облик сооружения, несмотря на простоту и некоторый аскетизм, впечатлял монументальностью и своеобразным величием», — отмечают эксперты.
В-третьих, здания спроектированы так, чтобы освещение помещений было максимально естественным (ленточно расположенные большие окна, зенитные просветы-фонари на крыше, прозрачные витражи на торцах). Интерьеры созданы подчёркнуто лёгкими с использованием новых возможностей металлических и бетонных конструкций. Всё это «роднит» комплекс завода «Русскiй Рено» с работами зодчих-конструктивистов 1920-1930 годов.
Алексей Фёдорович Бубырь (1876-1919), архитектор и инженер, мастер русского (северного) модерна, автор проектов множества зданий в Санкт-Петербурге, Ревеле (Таллине) и Сочи. Родился в деревне Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии. В 1902-м с отличием окончил в столице Российской империи Институт гражданских инженеров. Ещё будучи студентом, побывал с образовательными целями в Германии, Франции и Финляндии.
В 1903-м поступил на службу в Ведомство учреждений императрицы Марии (участвовал в строительстве здания Петербургского коммерческого училища на улице Ломоносова, 11). В 1914-м получил чин статского советника. Спроектировал несколько очень впечатляющих доходных домов в Санкт-Петербурге (например, на Фурштатской, 9 — при лютеранской церкви Св. Анны, здание школы этого же прихода на Кирочной, 8, дом на Стремянной, 11, который архитектор выкупил и обустроил в нём свою квартиру и мастерскую), жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир на нынешней улице Некрасова, 58-60, здания Главной палаты мер и весов на Московском проспекте, 19). По ряду проектов сотрудничал со своими однокурсниками — Николаем Васильевым (здание Немецкого театра в Таллине) и Львом Ильиным.
В 1909-м для Сочи им был спроектирован санаторно-курортный комплекс «Кавказская Ривьера» (четыре гостиницы, театр, служебные постройки). Преподавал в родном Институте гражданских инженеров до 1918 года (курс архитектурного проектирования и конструктивных чертежей).
Последней работой Алексей Бубыря и стал комплекс производственных зданий завода «Русскiй Рено» на Большом Сампсониевском проспекте, 69. После революции 1917 года архитектор уехал в своё имение на Украине, где в 1919-м был убит бандитами. Место погребения неизвестно, память зодчего в Санкт-Петербурге никак не отмечена…
Для справки
Основатель французской автомобильной фирмы Renault Луи Рено открыл представительство своей компании в Санкт-Петербурге в 1912 году. Оно именовалось «Французское общество автомобилей Рено для России». Салон по продаже машин расположился на Невском проспекте, 7-9, а гараж — на Английском проспекте, 12. В месяц продавалось 5-10 автомобилей. Несколько экземпляров было приобретено для императорского гаража (позднее на одной из «царских машин» возили Ульянова-Ленина). В 1913-1914 годах спрос на автомобили вырос, поэтому было решено создать своё ремонтно-сборочное предприятие.
В июне 1914-го Санкт-Петербургская городская управа дала разрешение фирме «Автомобили Рено» на строительство «починочной мастерской» во 2-м участке Выборгской части по Большому Сампсониевскому проспекту, 75-77 между Батениной улицей (ныне улица Александра Матросова) и Флюговым переулком (ныне Кантемировская улица).
Уставный капитал акционерного предприятия, получившего название «Русскiй Рено», сначала составлял один миллион рублей, а впоследствии был увеличен до восьми миллионов. К 1917 году на заводе работало около 3000 человек, количество современных станков насчитывало около 600 единиц.
В годы Первой Мировой по заказам российского военного ведомства здесь изготавливали запальные стаканы, ударные детонаторные трубки, минные механизмы, гидростатические предохранительные приборы, вспомогательные судовые двигатели и, естественно, автомобили, приспособленные для условий районов боевых действий.
Но основным военным заказом стала сборка на заводе авиационных моторов Renault 12Fe мощностью 220 лошадиных сил из деталей, поставляемых из Франции, а также ремонт и производство запасных деталей для двигателей «Рено» разных типов мощностью от 55 до 220 лошадиных сил. В частности, здесь производили ремонт и сборку двигателей для самолётов Игоря Сикорского «Русский витязь» и «Илья Муромец».
После октябрьского переворота 1917 года предприятие было сначала закрыто, а затем национализировано. Позднее его производственные мощности вошли в состав завода «Красный Октябрь». Здесь по-прежнему занимались разработкой и изготовлением различных двигателей. Кроме того, в начале 1930-х тут выпускали первые советские мотоциклы.
В дальнейшем предприятие специализировалось на производстве авиационных двигателей. Из него и выросло нынешнее акционерное общество «Объединённая двигателестроительная корпорация — Климов» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). Это «интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, производстве и сервисном обслуживании двигателей для боевой и гражданской авиации, космических программ, военно-морского и гражданского флота, топливно-энергетического комплекса». Но это уже другая история.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов ГК «ПИК» и www.citywalls.ru, а также справочных ресурсов Интернета