Аристократы по дороге в Реймс превратились в интернационал фриков

Viaggio_a_Reims_1

По всей видимости, французский король Шарль Х был очень великодушным человеком, если поблагодарил Джоаккино Россини за оперу «Путешествие в Реймс. Или гостиница “Золотая лилия”». Этот вывод я сделал после того, как ознакомился с этим произведением великого итальянского маэстро в Мариинском театре.

Режиссёр Ален Маратра оправданно решил нас не отправлять в 1825 год, а перенёс действие куда-то в 50-е годы ХХ века: мы оказываемся в припортовой гостинице среди ожидающих отплытия океанского лайнера повес

Французская корона весьма дорого стоила Шарлю Х, который до восшествия на престол был герцогом д’Артуа. Убеждённый монархист, который не принимал заигрывания старшего брата, короля Людовика XVI с третьим сословием, за что тот назвал его большим роялистом, чем сам король, вынужден был бежать из Франции с семьёй и близкими после падения Бастилии. 26 лет он провёл в Британии, где от чахотки умерла его верная подруга Луиза де Поластрон. (Что касается его законной жены Марии-Терезы Савойской, то и она скончалась 2 июня 1805 года, но в австрийском городе Грац.) Финансами французского принца обеспечивал английский король Георг III.

«Только услышав в 1814 году об отречении Наполеона, он (герцог д’Артуа — прим. Д.Ж.) поспешил обратно во Францию. Прибыв домой на три месяца раньше Людовика (Людовика XVIII — прим. Д.Ж.), он всё время действовал в его интересах в качестве наместника королевства. За этот период ему удалось создать ультрароялистскую полицию, которая в последующие пять лет докладывала лично ему, не посвящая короля», —рассказывает историк Джон Норвич.

Про вернувшихся во Францию Бурбонов французы говорили: они ничего не забыли и ничему не научились. Но эта характеристика более верна для графа д’Артуа, нежели для Людовика XVIII, который шёл на компромиссы, понимая, что старый абсолютизм возродить не удастся — Франция стала другой. Да и будучи престарелым сибаритом, он не хотел потрясений, треволнений. «Его желания ограничились славным спокойным правлением с регулярными поставками достаточного количества еды и питья при неограниченных возможностях обмениваться непристойными историями со своими друзьями», — поясняет Норвич. Королю шёл восьмой десяток, он страдал подагрой, и немного трепета в его жизнь вносила 30-летняя жена графа Баски дю Кайла, Зоэ Виктория дю Кайла, дочь королевского адвоката Антуана Омера Талона. Она посещала монарха по средам, и злые языки распускали слухи, что король любит втягивать табак с её груди, за что графиню за глаза называли табакеркой.

16 сентября Людовик XVIII причастился святых даров, как ему настоятельно посоветовала мадам дю Кайла, и вскоре после этого отошёл в мир иной. Он был бездетным и королём стал его младший брат — 67-летний герцог д’Артуа. Новый король несколько годами ранее пережил страшный удар: 13 февраля 1820 года рабочий Луи Пьер Лувель шилом заколол его сына, Шарля-Фердинанда, герцога Беррийского, когда тот выходил из оперного театра. Шарль-Фердинанд был очень близок с отцом, раздел его ультрароялистские идеи. Старший сын герцога д’Артуа, герцог Ангулемский, не мог иметь детей, и династию мог продолжить лишь Шарль-Фердинанд. К счастью герцога д’Артуа, вдова герцога Беррийского оказалась беременной и через несколько месяцев после гибели мужа родила сына, Генриха, герцога Бордоского, прозванного острословами «дитя чуда».

По убеждению Шарля Х, монархическая власть освящается Богом, и поэтому для него было очень важно пройти обряд помазания в Реймском соборе, как и все славные французские короли. Он прошёл этот обряд 29 мая 1825 года. Как отмечает историк Норвич, «для Карла (Шарля) будто не было не только последних тридцати пяти лет, но и прошедших несколько веков». Некоторые инициативы Шарля Х вызывали протест даже последовательных монархистов. Так, когда он предложил принять закон о святотатстве, по которому, например, кража священных сосудов каралась смертной казнью с предварительным отсечением у вора кисти руки, писатель и поэт ультрароялист Франсуа Рене де Шатобриан заметил, что править так, будто на дворе 800 год — чистый воды идиотизм. И предположил, что если монархия будет делать такие ошибки, то новой республики во Франции не избежать.

Историческая часть — долгая подводка к тому, чтобы читатель понял, для кого Россини написал «Путешествие в Реймс». И что увидел на премьеры оперы, которая состоялась 19 июня 1825 года в Париже, Шарль Х? Какой-то интернационал фриков едет на его коронацию в Реймс, но застревает в курортном городе Пломбьер в гостинице на водах «Золотая лилия». Здесь и русский генерал Либенскоф, и польская маркиза Малибея, и английский полковник лорд Сидней, и французский офицер Бельфьоре, и известная римская поэтесса-импровизатор Каринна, и помешанная на моде графиня де Фовиль, и немецкий барон Тромбонок, и литератор дон Профондо, и испанский генерал дон Альваро. 

Название гостинцы напоминает о королевском геральдическом символе — fleur de lys. Но её хозяйка, мадам Кортезе, озабочена лишь поддержанием высокого реноме своего заведения. А путешественники охвачены лишь личными переживаниями: одни ревнуют, другие соблазняют, третьи — тихо воздыхают. А графиню де Фольвиль волнуют лишь её наряды. Когда модница узнаёт, что они пропали по дороге, она заявляет: «Не могу на коронацию. Мне запрещают честь и долг патриотки». Все мысли дона Профондо — об антиквариате. Что касается поэтессы Коринны, то она влюблена в себя. Никто из даже не обсуждает великое предстоящее событие — коронацию в Реймсе короля Шарля Х. И только в конце, когда выясняется, что лошадей постояльцам «Золотой лилии» не дождаться, они решают почтить короля тостами, каждый в своём национальном стиле. Конечно, ария Коринны All’ombra amena del Giglio d’or (Под сенью золотой лилия) — настоящий гимн королевской власти. Но всё остальное — так себе монархизм.  

«“Путешествие в Реймс” — это опера-пародия, опера-мистификация, опера-карикатура на “патриотизм с серьёзным лицом” в конце концов. Ведь весь этот музыкально-литературный капустник точно укладывается в теорию смеховой культуры Михаила Бахтина под названием “карнавализация”: “Лучше и полнее до нас дошли представления шутов и дураков, суть которых была в пародийном дублировании различных моментов серьёзного церемониала”», — верно замечает автор издания «Новости классической музыки» Владимир Зисман.

Те, кто ждал, что Россини создаст пафосное монархическое произведение, наверное, были разочарованы. Да и Шарлю Х вроде было не до пародий. Так почему же он не только не наказал Россини, но благосклонно воспринял его произведение? Монарх одарил итальянского мастера должностью королевского композитора и генерального инспектора в области вокального искусства. Учитывая, что к тому времени Россини был директором театра Итальянской оперы в Париже с очень хорошей зарплатой, можно утверждать, что итальянский композитор добился огромного общественного и материального успеха.

Может быть, Шарль Х, он же — герцог д’Артуа, был и не таким уж мрачным фанатиком монархического принципа? Совершенно точно, что Шарль Х был сильным, волевым человеком, а сильные люди умеют смеяться и ценят иронию. К тому же в молодости будущий Шарль Х вместе с королевой Марией-Антуанеттой участвовал в любительских куртуазных спектаклях. Вспоминал, наверное, о них, сидя в ложе на премьере «Путешествия в Реймс» в парижской Итальянской опере…

Однако не исключено, что опера не слишком сильно понравилась Шарлю Х. Он поощрил Россини… с королевского плеча. Так или иначе, «Путешествие в Реймс» Россини убрал из репертуара, а затем переработал её музыкальной материал для другой оперы, тоже комической — «Граф Ори».

Что касается постановки «Путешествия в Реймс» в Мариинском театре (совместная с парижским театром Шатле), то она совершенно органична. Режиссёр Ален Маратра оправданно решил нас не отправлять в 1825 год, а перенёс действие куда-то в 50-е годы ХХ века: мы оказываемся в припортовой гостинице среди ожидающих отплытия океанского лайнера повес. Буффонада, разыгрываемая знатью первой четверти XIX века, вряд ли бы была адекватно воспринята сегодня. Да и была ли она адекватно воспринята в 1825-м?

Дмитрий Жвания  

Читайте также:

Поделиться ссылкой: