«Ариадна на Наксосе» – постмодерн в преддверии модерна

ariadna_na_naxose_banner

Мариинский театр продолжает выдавать премьеры. В его репертуаре есть все хиты мировой оперы. Видимо, поэтому руководителя театра идут на творческий риск, давая согласия на постановки произведений, которые изначально были прохладно встречены публикой. Так, 27 июня в Мариинском пройдёт премьера оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», непонятой современниками композитора.

«Ариадна на Наксосе», написанная в 1912-м, – это, по оценке историка оперы Генри У. Саймона, «отчасти классическая мифология, отчасти commedia dell’arte, отчасти венская сатира XVIII века». Если проще, то Рихард Штраус и либреттист Гуго фон Гофмансталь (известный в начале ХХ века писатель и драматург) попытались соединить античный миф с народной итальянской комедией. Тем самым, по сути, они предвосхитили один из приёмов постмодернистского искусства. «Ариадна на Наксосе» – это постмодерн в преддверии модерна…

Как отмечает музыковед Валентина Ильёва, «Ариадну на Наксосе» Рихард Штраус написал «под впечатлением давней поездки в Грецию». В этой опере он, по мнению Ильёвой, «с позиций музыканта XX в. отдал дань образам античной Греции, светлая гармония которой была так близка его душе». Что касается души Гуго фон Гофмансталя, то он был убеждённым и последовательным декадентом, а значит, писателем, не чуждым нарочитого эстетизма.

А вообще Рихард Штраус и Гуго фон Гофмансталь оперой «Ариадна на Наксосе» хотели отблагодарить Макса Рейнгарда – режиссёра, оказавшего большое содействие в постановке предыдущей оперы Штрауса «Кавалер розы». «Влияние венской культуры, выступления в Вене, дружба с венскими литераторами, давняя симпатия к музыке своего однофамильца Иоганна Штрауса – всё это не могло не отразиться в музыке. Опера-вальс, овеянная романтикой Вены, в которой переплетаются забавные приключения, комические интриги с переодеваниями, трогательные взаимоотношения лирических героев, “Кавалер розы” имел блистательный успех на премьере в Дрездене (1911) и скоро быстро завоевал сцены многих стран, став одной из популярнейших опер XX в.», – отмечает Валентина Ильёва. Может быть, композитор и либреттист задумали «Ариадну на Наксосе», чтобы развить успех, заработанный благодаря «Кавалеру розы»?

«У композитора возникала мысль об опере на сюжет “Мещанина во дворянстве” Мольера, однако в итоге эта комедия оказалась в либретто лишь рамой основного действия. Миф об Ариадне, покинутой Тезеем и встреченной Вакхом, превратился в предлог для своеобразной пародийно-стилизованной реставрации спектакля XVII-XVIII вв., сочетающего формы оперы-сериа и буффа. Этот замысел, принадлежавший Гофмансталю, не мог привести к удаче. Смешение буффонады и трагического привело к снижению и пародированию не столько старых оперных форм (к этому стремился композитор), сколько чувства вообще. Самодовлеющая игра в театр на театре не увлекла слушателей. В жертву этой игре принесены были и комедия Мольера, и поэтический миф об Ариадне», – рассказывает музыковед Абрам Гозенпуд. Спектакль провалился (мировая премьера прошла 25 октября 1912 года в Придворной опере Штутгарта). Штраус переработал оперу. Но и вторая редакция, премьера которой состоялась в Придворной опере Вены 4 октября 1916 года, как принято ныне выражаться, «не зашла».

«“Ариадна на Наксосе” – это настоящая опера, но в своём окончательном виде она содержит всю историю трансформаций замысла авторов, – отмечает поставщик обсуждаемого произведения Рихарда Штрауса в Мариинском театре Сергей Новиков (который недавно поставил в Мариинском театре оперу Лео Делиба «Лакме»). По его мнению, «авторские метания требуют внятного оправдания на сцене», причём в этом «и заключается главный вызов для постановщиков, ведь искромётная, чарующая, захватывающая музыка гениального композитора контрастирует с подчас абсурдистскими словами выдающегося литератора».

«Наша цель – рассказать увлекательную историю, соблюдая намерения авторов. Сопоставить высокие чувства и бытовую перемену партнёра, соединить комические обстоятельства и трагедийный пафос, свести в одном сюжете героев серьёзной оперы и комедии дель арте – вот задачи, которые постаралась решить команда постановщиков ради вдохновения певцов и к удовольствию зрителей», – заявляет Сергей Новиков.

Решила команда постановщиков поставленные перед собой задачи или нет – можно узнать совсем скоро. Так или иначе, учитывая материал, с которым она работала, можно уже сейчас поблагодарить эту команду за то, что она хотя бы попробовала…

«Ариадна на Наксосе» в афише Мариинского театра:

27 июня 2024, 19:00

28 июня 2024, 19:00

29 июня 2024, 13:00

29 июня 2024, 20:00

Спектакль идёт на новой сцене театра.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно