Дом архитектора Лишневского между Широкой (Ленина) и Полозовой улицами включили в охранный реестр. Это едва ли не единственная дореволюционная постройка зодчего, на фасаде которой нет «чудовищ».
«Дом А.Л. Лишневского» (улица Ленина, №41, Полозова улийа, №28) распоряжением председателя петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры давеча включён в единый охранный реестр как объект наследия регионального значения.
Вплоть до 1910-х этот земельный участок на нынешней Петроградской (тогда Петербургской) стороне был застроен деревянными зданиями разного назначения. Среди владельцев — крестьянин Корней Корнилов, некто Фома Джонсон, жена флотского офицера Боголюбова, а также супруга капитана первого ранга Паттон-Фантона де Веррайона.
В 1912-м этот участок между Широкой и Полозовой улицами приобретает успешный петербургский архитектор Александр Лишневский. По собственному проекту он строит здесь свой доходный дом (два пяти-, а частью и шестиэтажных, лицевых корпуса и два шестиэтажных дворовых флигеля). Через год работы были завершены. С «приёмкой» здания комиссией возникли проблемы, но об этом чуть позже.
Александр Львович (до принятия православия Хацкель Меерович) Лишневский (1868-1942) родился в мещанской еврейской семье в Херсоне. В 1886-м будущий зодчий поступил в Одесскую рисовальную школу, проявил себя талантливым художником, учился прилежно, за успехи был награждён бронзовой медалью. В 1888 году молодого человека направили для продолжения образования в Санкт-Петербург, где он поступил в Императорскую Академию художеств (по так называемой «еврейской квоте»).
В 1894 году Лишневский закончил учёбу с малой золотой медалью (проект «Гостиница для приезжающих в столицу») и званием классного художника первой степени. Тогда же архитектор и его супруга одесситка Сара-София Абрамовна Варшавская приняли православное вероисповедание.
Ещё в процессе учёбы в Академии художеств Лишневский работал помощником у архитектора Бориса Гиршовича (1858-1911), о котором «Родина на Неве» недавно рассказывала в связи с «профессорским» домом на Васильевском острове. Хотя славившийся дотошностью и придирчивостью зодчий дал коллеге положительную характеристику («Исполнял свои обязанности как помощник на практических работах вполне добросовестно и аккуратно, оправдав оказанное мною ему доверие»), остаться работать в Петербурге не получилось.
Лишневский занимает должность городского архитектора в Елисаветграде (впоследствии Кировоград, ныне Кропивницкий). В столицу Российской империи удаётся вернуться только в 1901-м. Поначалу он только принимает участие в проектных конкурсах. Правда, это помогает профессионально совершенствоваться, наживать полезные связи и прилично зарабатывать (суммы премий исчислялись тысячами рублей).
В 1903 году Лишневский завоевал вторую премию на конкурсе проектов столичного Дома городских учреждений, и именно его разработка получила осуществление на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы. И это теперь один из «открыточных» видов Петербурга, как и построенный зодчим позднее дом Шнеера Иоффа на Пяти углах («утюг»). Всего же, по оценкам специалистов, архитектор в период до 1917 года создал для города на Неве более 100 проектов различных зданий (естественно, что не все они были осуществлены).
Кстати
В оформлении своих строений архитектор часто использовал изображения неких «готических» персонажей — сов, летучих мышей, неких странных «антропоморфных фольклорных существ». Осенью 2015 года вандалы уничтожили горельеф на фасаде построенного Лишневским дома на Лахтинской улице, №24 с изображением Мефистофеля. Пока не восстановлен.
После событий 1917-го в квартиру архитектора якобы явились чекисты, которые произвели обыск в поисках неких сокровищ. Спастись зодчему вроде бы удалось благодаря дочери, которая была знакома с наркомом просвещения Анатолием Луначарским. В 1918-м Лишневский уезжает из Петрограда на Украину, где живёт и работает до 1923 года.
Затем архитектор возвращается на берега Невы, где в 1930-е возглавляет одну из мастерских Ленпроекта и активно работает. Кроме нескольких зданий для учебных заведений (в основном, школ), он спроектировал и жилые дома. Например, на Невском проспекте, 141 (ленинградцы помнят, что по этому адресу вплоть до начала 2000-х находился книжный магазин «Буревестник»).
В блокированном Ленинграде в декабре 1941 года городское отделение Союза советских архитекторов подготовило список подлежащих эвакуации зодчих и членов их семей. 23 января 1942-го они отправились на автобусах по ледовой дороге через Ладожское озеро. По имеющимся данным, Лишневский вскоре умер в Ярославле, где был помещён после эвакуации в местную больницу в состоянии крайнего истощения. Похоронили архитектора в братской могиле.
Сегодня в Петербурге нет мемориальной доски, посвящённой Лишневскому, его имя не увековечено в названии улицы или сквера, нет и кенотафа, который можно было бы соорудить на дорожке архитекторов Литераторских мостков Волковского кладбища.
Правда, несколько лет назад трудами и на средства современного петербургского архитектора Михаила Герасимова была издана книга, посвящённая жизни и творчеству Александра Лишневского. Огромное спасибо.
Итак, дом на участке между Широкой и Полозовой улицами в 1913-м был готов и даже оборудован лифтами, чем занималась техническая контора инженера Матео. В доме также было оборудовано два гаража с помещением для «шоффёра», а также мастерские для художников на шестом этаже. В своём доме поселился и сам архитектор-владелец с семьёй (прожили они здесь, естественно, до 1917-го).
А дальше возникли проблемы с «приёмкой» дома городской комиссией «на впуск жильцов». Обнаружились нарушения утверждённого проекта и строительных правил. В процессе возведения здания были существенно изменены его фасады, превышена допустимая высотность, не полностью устроена канализация, проезд в боковой двор превращён в гараж и др.
Разбирательство по этому поводу, в том числе и судебное, длилось до марта 1916 года. Дальнейшие события избавили владельца и от каких бы то ни было исправлений дома, и от самой этой недвижимости. В общем, здание дошло до наших дней таким, как было построено. Правда, в несколько потрёпанном виде.
«Фасады здания решены по характерной для неоклассицизма трёхчастной структуре. Главными акцентами в общей композиции фасадов являются сквозные арочные проезды, равные по высоте двум этажам и напоминающие своды величественных триумфальных сооружений… Лицевые фасады украшены тройной аркатурой с парящими над ней крылатыми женскими фигурами, вазами, раковинами, маскаронами, кессонами, пилястрами, сандриками и др… Все эти классические приёмы придают облику здания особую выразительность и торжественность», — говорится в официальном сообщении КГИОП о включении дома в охранный реестр.
Особенностью здания стала облицовка его фасадов отлитыми в формах терразитовыми плитами. Этот состав представляет собой раствор белого цемента, извести, белого песка, мраморной крошки, стекла, слюды и других материалов. Технология активно внедрялась в советское время (Лишневский за этот опыт якобы даже был премирован в 1940-м), с теми или иными вариациями и новыми компонентами широко используется и сегодня.
«До настоящего времени здание в целом сохранило первоначальный авторский замысел, функциональное назначение. Частично сохранилось историческое оформление интерьеров лестничных объёмов», — констатирует КГИОП.
Среди знаменитых жильцов дома Лишневского упомянем художника Исаака Израилевича Бродского (1883-1939) — ученика Ильи Репина и автора полотен «Ленин в Смольном», «Выступление Ленина на Путиловском заводе» и др.
Здесь же в квартире №2 некоторое время обитал Яков Михайлович Свердлов (1885-1919) — революционер-большевик, впоследствии советский государственный и партийный деятель, председатель ВЦИК (формальный глава РСФСР).
В квартире №12 в 1915-1917 годах жил писатель Евгений Иванович Замятин (1884-1937) — автор романов «Мы» и «Бич Божий», рассказов, сценариев кинофильмов и др.
С 1965 по 1980 год здесь в период своего брака с Александром Александровичем Броневицким жила народная артистка СССР Эдита Станиславовна Пьеха (впоследствии переехала в дом возле БКЗ «Октябрьский»).
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета