Антикапиталистический манифест Игоря Стравинского

povesa

В ХХ веке, в который итальянские веристы во главе с Джакомо Пуччини лишь заглянули, оперное искусство развивалось во многом благодаря русским композиторам. Несколько опер сочинил и уникальный экспериментатор Игорь Стравинский. Одна из них, «Похождения повесы», есть в афише Мариинского театра. Представлена она будет 14 ноября, правда, пока в концертном исполнении.

Опера «Похождения повесы» рассказывает о духовной гибели некоего Тома Рейкуэлла, который бросает любимую Энн Трулав ради наслаждений Лондона в компании Ника Шэдоу, который оказывается дьяволом. После нескольких неблагоприятных событий, подстроенных сыном погибели, Том попадает в сумасшедший дом к югу от Лондона. Либретто написали Уистен Хью Оден и Честер Колмен на основе одноименной серии литографий Уильяма Хогарта, жившего в XVIII веке. «В сюжете и музыке оперы Стравинского нет ничего русского», – предупреждает нас музыкальный критик Пётр Поспелов.

«Музыка “Похождений повесы” располагает к репрезентативности: Стравинский вдохновлялся бессмертными гравюрами Уильяма Хогарта, операми Моцарта и Перголези, но и мюзик-хольную действительность Нью-Йорка не забыл включить в партитуру», – сообщает критик Екатерина Беляева. «Между тем “Повеса” – опера самая что ни на есть настоящая, с законченными оперными формами и доминированием вокала над рафинированным оркестровым изложением. Стравинский сделал это сознательно, не боясь услышать критику от авангардистов того времени — за уступки массовому вкусу и за взгляд в музыкальное прошлое» – это уже информация от критика Александра Матусевича.

«“Похождения повесы” — это номерная структура, речитативы под клавесин, эффектные арии сопрано и тенора с высокими нотами, после которых — о боже — в публике назревают аплодисменты, барочные аффекты и привет моцартовскому “Дон Жуану” в насмешливо морализаторствующем эпилоге. А также привет “Фаусту”, трём картам “Пиковой дамы” и много чему еще от высокой литературы в лице авторов англоязычного либретто — поэтов Уистена Хью Одена и Честера Коллмена», — делится с нами критик Екатерина Бирюкова.

«Похождениях повесы» есть «речитативы secco в сопровождении клавесина, псевдоцитаты, аллюзии, стилизация. Но — все скрепляет стиль самого Стравинского, причём уже позднего периода, где он и мелодист прекрасный, и гармонии красивейшие использует, да и вообще уже отошёл от своего “левацкого” модернизма и стал писать человеческую музыку», выносит вердикт критик Екатерина Кретова.

Может быть, Стравинский в «Похождениях повесы» и отошёл от левацкого модернизма в музыке, но, как считает Александр Матусевич, написал «настоящий антикапиталистический манифест — власть денег разрушает и убивает, общество, построенное на этом фундаменте, порочно, и никаких оправданий ему быть не может». Правда, господин Матусевич очень удивлён тем, что «подобная прокламация принадлежит человеку из элиты, безбедно жившему “в мире капитала”, весьма успешному». Будто бы другие «антикапиталистические манифесты» писали исключительно чернорабочие и обитатели лачуг. И почему «мир капитала» в кавычках? Если есть капитализм, значит и есть мир капитала.

А что старая школа? А старая школа в лице советского музыковеда Абрама Гозенпуда доказывала, что «Похождения повесы» Игоря Стравинского – это опера-притча: «Недаром каждый из её главных героев носит “говорящую” фамилию: у Тома Рейкуэлла она происходит от английского “гаке” — повеса, у его постоянного спутника-искусителя Ника Шедоу означает тень, а у Энн Трулав — верную любовь. В финальной картине среди сумасшедших, воображающих себя персонажами античных мифов, являются Персефона, Орфей, Эвридика — герои неоклассических произведений Стравинского, существенно повлиявших на образную концепцию “Похождений”».

Опера «Похождения повесы» впервые была исполнена в Венеции 11 сентября 1951 года с Элизабет Шварцкопф, исполнившей партию Энн Трула. В 1961 году «Похождения повесы» поставил в Стокгольме, в Королевской шведской опере, режиссёр Ингмар Бергман. В 2003 году в русском Большом театре поставил известный затейник Дмитрий Черняков.

В общем, есть все резоны познакомиться с творением Игоря Стравинского. Для этого надо вечером в четверг, 14 ноября, прийти в Концертный зал Мариинского театра (ул. Писарева, 20, но вход с ул. Декабристов). Начало спектакля в 19 часов.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно