Андреевский собор – преодолевший козни «злого рока»

Andreevsk_sobor_1

255 лет назад, 28 июля 1764 года, на Васильевском острове был заложен Андреевский собор, ставший одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Каменный храм был построен на месте деревянного, сгоревшего за три года до этого от удара молнии.

В 1992 году Андреевский собор, вместе с церковью Трёх Святителей, был возвращён Русской православной церкви

Андреевская церковь

В 1724 году император Пётр I заказал проект церкви Святого Апостола Андрея Первозванного (которого монарх считал одним из своих небесных покровителей) у известного шведского архитектора Никодемуса Тессина-младшего, автора проекта Королевского дворца в Стокгольме.

По замыслу амбициозного Петра, этот храм, который планировалось возвести на Стрелке Васильевского острова, должен был походить на Собор Святого Павла в Лондоне. Тессин довольно быстро разработал проект, но к этому времени российский император уже скончался. В бывшем окружении Петра началась борьба за власть, и о планах строительства церкви вскоре забыли.

Однако уже в 1726 году в Святейший Правительствующий Синод обратился настоятель Рождественской церкви (ныне Успенская церковь) на Васильевском острове Тимофей Семёнов, указавший на необходимость постройки здесь нового храма ввиду быстрого прироста числа «островитян».

В 1727 году императрица Екатерина I, вдова Петра Великого, поддержала просьбу настоятеля и распорядилась предоставить часть средств на постройку храма из казны, остальное надлежало собрать за счёт пожертвований. Выделялся и участок под застройку – на углу Большого проспекта и 6-й линии. Но в том же году императрица умерла, и выделенные казённые деньги попросту куда-то исчезли.

Тем не менее, сбор пожертвований продолжался, и в 1728 году знаменитый архитектор Джузеппе Трезини разработал проект церкви, закладка которой состоялась на следующий год.

В январе 1731 года деревянная церковь была наконец построена, назначен её настоятель, а вот освящение состоялось лишь в ноябре 1732 года. Дело в том, что в Синоде долго спорили, кому посвятить новый храм. Вышеупомянутый отец Тимофей, являвшийся как бы представителем «василеостровского» духовенства и местной паствы, настаивал на освящении её во имя образа Казанской Богоматери. Многие же члены Синода считали, что следует исполнить прижизненную волю Петра I. В конце концов решение было принято и изложено в постановлении Синода:

«В Петербурге во имя святого апостола Андрея Первозванного церкви не имеется, а понеже ордена того святого апостола Андрея в Российской империи имеется кавалерия, которую сама ея императорское величество государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всероссийская, полагая на себе, носить изволить, также по всемилостивейшему ея императорского величества указу, многие знатные обретающими в России и в службе ея императорского величества особы, господа министры, генералитет и придворные высшие чины тоя кавалерии ношением удостоены. Чего для, в день того св. апостола, как в церемониальном чиноположении объявлено, а именно: ноября 30-го числа, бывает публичное церемониальное торжество, и прилично святейшему синоду показалось вышепомяненную церковь освятить во имя св. апостола Андрея Первозванного».

В новоосвященную церковь перенесли иконостас, ранее находившийся в одном из обветшавших храмов, а деньги на утварь и облачение пожертвовала императрица Анна Иоанновна.

Но на этом проблемы с новым храмом не закончились. Церковь Андрея Первозванного была маленькой, тесной и плохо отапливалась. Настолько плохо, что зимой женщины, дети и старики не посещали службы. Да и внешний её вид явно не соответствовал первоначальному замыслу Петра – на лондонский собор Святого Павла эта церковь была похоже так же, как сарай на царский дворец.

Дело дошло до того, что прихожане направили петицию самой императрице Анне Иоанновне с просьбой построить рядом с храмом «зимнюю», хорошо отапливаемую церковь. Самодержица пошла верующим навстречу, и в 1740 году состоялась закладка каменной церкви Трёх Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В 1745 году церковь была построена, и в ней начались богослужения. Благодаря комфорту прихожане чаще посещали её, чем Андреевскую, несмотря на то, что последней в 1744 году был присвоен статус собора.

А 15 июля 1761 года во время грозы в собор Андрея Первозванного ударила молния, и он сгорел дотла вместе с торговыми рядами расположенного рядом рынка, который вплоть до наших дней будет известен под именем Андреевского.

Новый собор

Святейший Синод постановил построить на месте сгоревшего храма – новый, на этот раз каменный. Но и здесь вновь вмешался злой рок. Заложенный в 1764 году, собор был открыт и освящён лишь в 1780 году.

Вначале, в 1766 году, обрушились возводимый купол и часть стен, и автора проекта — архитектора Александра Виста арестовали, но позже оправдали, установив, что всё дело в низком качестве закупленных кирпичей. Затем по разным причинам происходили перебои с финансированием. Всё это время богослужения проводились в церкви Трёх Святителей.

Наконец, собор, построенный в стиле, близком к ренессансу, был открыт, и предстал в том виде, в каком мы можем лицезреть его сегодня. Его главный купол, как и ныне, был окружён четырьмя главками, а трапезная соединяла зал для богослужений с двухъярусной шатровой колокольней.

С момента открытия храма, его главной достопримечательностью стал 17-метровый резной позолоченный трёхъярусный иконостас – один из старейших в Петербурге и, к счастью, сохранившийся до наших дней.

16 апреля 1797 года указом императора Павла I, Андреевскому собору было присвоено наименование «кавалерского I класса», и он стал орденским храмом ордена Святого Андрея Первозванного. В ознаменование этого над главным входом в собор поместили резные фигуры ангелов, держащих знаки этой высокой награды.

Существует интересная легенда о связи с собором одной из самых известных петербургских святых. Якобы в середине XVIII века хором этого храма управлял полковник в отставке Андрей Петров. И когда он скончался, его вдова раздала всё своё имущество бедным и стала юродивой. Эта женщина сегодня известна под именем блаженной Ксении Петербургской

А вот создание при соборе в 1869 году Общества вспоможения бедным, вскоре ставшим одной из крупнейших благотворительных организаций Петербурга, это уже исторический факт. Под его попечением находились больница, приют для неизлечимо больных, детский приют и дешёвые квартиры для бедных женщин. Долгое время председателем Общества был известный русский путешественник и географ граф Пётр Семёнов-Тян-Шанский.

Смутное время и возвращение

После октября 1917 года из Андреевского собора были изъяты почти все церковные ценности, однако он продолжил работу, а в 1923 году стал одним из главных храмов так называемой обновленческой церкви, сотрудничавшей с советской властью. Тем не менее, вскоре с колокольни сняли, а затем и переплавили колокола, а затем снесли храмовую часовню.

В 1937 году на средства прихожан был отреставрирован позолоченный иконостас, но в следующем году, когда обновленческий митрополит Ленинградский Николай Платонов заявил о разрыве с религией, собор был закрыт, а иконостас реквизирован. С куполов сняли кресты, а в здании храма расположился склад художественного треста.

Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал от артобстрелов и воздушных бомбардировок. Были повреждены его купол, фасад и внутренняя отделка.

После войны в его здании находились различные организации. К счастью, собор избежал судьбы многих петербургских культовых сооружений и не был уничтожен. В 1992 году он, вместе с церковью Трёх Святителей, был возвращён Русской православной церкви.

После реставрации храм вновь приобрёл исторический облик. Ему вернули знаменитый иконостас, а также изъятые большевиками Евангелие в серебряном окладе и серебряное напрестольное облачение весом 115 килограмм, которые находятся в главном алтаре.

Сегодня в соборе можно поклониться образам святого Александра Невского и святого Николая Чудотворца, которые были переданы в него при открытии из церкви Меншиковского дворца. Наиболее почитаемы у верующих две иконы святого апостола Андрея Первозванного, одна из которых содержит частицу мощей.

Игорь ЧЕРЕВКО

Вам будет интересно