Александру III нужна реставрация. И спонсор

Alex3_15

Конный памятник императору Александру III, который томится во дворе Мраморного дворца, планируется отреставрировать впервые за 114 лет существования этой статуи. О её возвращении на Знаменскую площадь нет и речи.

Знаменская площадь на дореволюционной открытке

На днях ТАСС со ссылкой на заместителя генерального директора Русского музея по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей Ольгу Бабину сообщил, что предстоит реставрация конной статуи императора Александра III, установленной сейчас во дворе Мраморного дворца в Санкт-Петербурге.

Для начала предполагается провести комплексное изучение скульптуры совместно со специалистами Национального исследовательского университета ИТМО. Речь идёт об использовании специальной аппаратуры для определения коррозийных разрушений внутри статуи. Эти работы начнутся уже предстоящей весной.

«Памятник Александру III ни разу не был в реставрации с момента его установки на Знаменской площади. Его судьба трагическая: он был и декорацией к революционным событиям, его то ставили в клетку, то дополняли какими-то декорациями, а в 1937 году было решено его переплавить. Но благодаря сотрудникам Русского музея удалось памятник спасти, его перевезли во внутренний двор. Он пережил блокаду, после войны он лежал на боку, только в 1950-е годы его поставили — он был густо смазан солидолом, чтобы не ржавел, присыпан песком. Его только очистили, но реставрации не было», — говорит Бабина.

После демонтажа памятника статуя императора несколько лет «хранилась» вот так

Заявлено, что состояние памятника уже давно вызывает озабоченность специалистов — следы внешней коррозии очевидны. Нужно выяснить и ситуацию с внутренними конструкциями статуи, состоящей из нескольких частей (фигуры императора и коня отливались из бронзы даже на разных заводах).

Уже понятно, что работы потребуют значительных средств. Судя по всему, за счёт имеющихся получится в течение года провести только исследования и консервацию проблемных частей скульптуры. Реставрация случится, если найдутся спонсоры. Пока таковых нет…

Величественная статуя по-прежнему томится во дворе Мраморного дворца

Конный памятник Александру III работы скульптора Паоло (Павла Петровича) Трубецкого был открыт в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга (ныне площадь Восстания) напротив Николаевского (Московского) вокзала. «Державному основателю Великого Сибирского пути» — гласила надпись на постаменте. В 1937-м монумент был демонтирован, в 1939-м Русский музей принял статую на хранение, чтобы спасти от полного уничтожения. В 1994-м эта скульптура, которую специалисты называют лучшим конным памятником, созданным в ХХ веке, установлена во дворе Мраморного дворца.

Паоло (Павел Петрович) Трубецкой (1866-1938) — скульптор-самоучка, работавший в стилистике позднего импрессионизма и модерна. Внебрачный сын князя Петра Петровича Трубецкого и американской певицы Ады Винанс. После развода с первой женой этот брак русского аристократа, которому запретили въезд в Россию дабы «не допустить в родимое отечество дух разврата», был узаконен, как и права рождённых в нём детей.

Паоло Трубецкой

В России Паоло впервые побывал в 1884-м. А через два года состоялась первая выставка его скульптур в США. В 1896-м по приглашению родственников уже известный художник приезжает в Москву, где несколько лет преподаёт в местном училище живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках передвижников и объединения «Мир искусства».

С 1899 года Трубецкой участвует в конкурсе моделей памятника Александру III в Петербурге. Его первый вариант изображал императора сидящим как бы на троне (на основе этого скульптурного эскиза создан монумент, несколько лет назад открытый в Гатчине). Далее ваятель предложил конный вариант монумента, размещённого на разных постаментах — гранитной скале (отсыл к Медному всаднику Этьена Фальконе) или же на более-менее правильном «кирпиче» с барельефами по бокам, поставленном на геометрически сложное ступенчатое основание (архитекторы Антоний Томишко и Фёдор Шехтель). Высочайше одобрен был второй вариант, хотя в результате постамент из монолита красного гранита был выполнен ещё проще.

Одобренная Николаем II модель монумента

За три года до открытия монумента, которое состоялось в начале июня 1909-го, Трубецкой уезжает из России. Отливка скульптуры происходит без его участия (фигура Александра III изготовлена в мастерской Карло Робекки, коня — на Обуховском заводе). Общая высота монумента составила 8,5 метра (фигура — пять метров, остальное — постамент).

Памятник сочли карикатурой и консерваторы (с огорчением), и либерально настроенная интеллигенция (с радостью). Последовала череда эпиграмм и анекдотов. Самому скульптору тоже приписывают нелицеприятные высказывания. Тем не менее, Трубецкой говорил так:

«Отрицательное отношение ко мне со стороны публики я склонен объяснить в значительной степени известной оригинальностью, новизною… Оно тем более понятно, что Петербург вообще не привык к новому слову в этой области искусства…Ставят мне ещё в упрёк толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжёлую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя…».

Между прочим, Александр III не был, по свидетельству современников, блестящим наездником и предпочитал передвигаться верхом, если уж это было необходимо, на спокойном и сильном коне породы першерон. Это действительно подходило для царя, отличавшегося высоким ростом и плотным телосложением.

Трубецкой возле созданного им памятника (1910)

Массу насмешек и всяческих глумливых предположений вызвал и обрезанный хвост коня, на котором восседает император.

Кстати

Выведенные во Франции першероны до сих пор используются и для верховой езды, и в упряжи для перевозки довольно тяжёлых грузов. При этом лошадям этой породы вплоть до 1996 года купировали хвосты, поскольку считалось, что таковой может запутаться в упряжи (впрочем, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплёка, имеющая отношение к конюхам, а не к Александру III и Паоло Трубецкому).

После отъезда из России (в 1910-м он приехал в Петербург и сфотографировался на фоне своего памятника Царю-Миротворцу на Знаменской площади) скульптор жил и работал в США, а затем в родной Италии. Трубецкой дружил с писателем и политическим деятелем Габриэле д’Аннунцио — масоном и приверженцем идей итальянского фашизма. Ваятель встречался с Бенито Муссолини и создал несколько его портретов, в том числе и модель весьма экспрессивного конного памятника дуче, которая, впрочем, в виде памятника осуществлена так и не была. Скончался Паоло Трубецкой 12 февраля 1938 года…

Таким представлял себе Трубецкой конный памятник Бенито Муссолини

Напомним, что 5 июня 2021 года был открыт памятник Александру III во дворе Арсенального каре Гатчинского дворца. Монумент создан по инициативе музея-заповедника, Российского исторического и Российского военно-исторического обществ. За основу была взята эскизная модель статуи императора из коллекции Русского музея, выполненная в 1899 году скульптором Паоло Трубецким (первый вариант, царь изображён сидящим на троне).

Памятник Александру III в Гатчине

Конкурс на памятник для Гатчины был объявлен в 2018 году. Из нескольких проектов, созданных по мотивам эскиза Трубецкого, победил вариант выпускника Санкт-Петербургской академии художеств Владимира Бродарского.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с сайта ГМЗ «Гатчина» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно