Александрино́: пруды и запруды графского парка

Alexandrino11

Закончена реставрация фасадов усадебного дома в Александрино́. Работы продлились почти пять лет. При этом в феврале 2020-го было обещано и масштабное благоустройство парка, занимающего 111 гектаров, но что-то пока «не срастается».

Старинный дом напоминает Таврический дворец

О завершении реставрации фасадов здания, которое уже много лет занимает Детская художественная школа «Александрино», со ссылкой на городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры сообщили «Санкт-Петербургские ведомости». На сайте КГИОП эту информацию почему-то обнаружить не удалось.

«Выполнены расчистка и реставрация плоскостей стен, откосов проёмов, оконных и дверных заполнений, профилированных и лепных деталей, перебраны мощения крылец, усилены колонны портиков. Фасаду возвращён исторический цвет — золотистая охра», — сообщает газета со ссылкой на «охранительное» ведомство.

О том, что на реставрацию и ремонт фасадов усадебного дома в Александрино, а также его центрального зала, выделяется около 46 миллионов рублей из городского бюджета, стало известно ещё в 2017 году. С тех пор много воды утекло, и не очень понятно, почему работы столь затянулись (здание сравнительно небольшое).

Вероятно, и обошлись они дороже, чем предполагалось изначально, но хорошо, что всё-таки завершились. Главное — подольше бы дом выглядел «как конфетка» под воздействием петербургского климата.

Давно назрели и значительные работы по благоустройству огромного парка, растянувшегося клином от проспекта Стачек до проспекта Народного ополчения (примерно посередине территория разрезана трассой проспекта Ветеранов). И это было обещано. Три года назад. Как в известной поговорке об ожидании.

Вид на усадебный дом в Александрино с высоты птичьего полёта

В середине февраля 2020-го губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в ходе рабочего объезда Кировского района посетил парк, прогулялся по его аллеям, пообщался с жителями окрестных домов, руководителями местной администрации и сотрудниками садово-паркового хозяйства.

«Глава города отметил, что парку необходимо наладить водоотведение, а также проложить велодорожки, установить систему видеонаблюдения и модернизировать уличное освещение», — сообщала пресс-служба Смольного.

Далее говорилось, что городским комитетом по благоустройству на 2020 год запланирован ремонт в Александрино 12 тысяч квадратных метров газонов и такой же площади щебёночных дорожек и площадок. Кроме того — замена трубоперепусков, восстановление 500 метров водоотводных канав, проведение рубок ухода на площади семь гектаров, посадка 40 деревьев (?!) и более 4000 кустарников. Плюс установка дополнительных скамеек и урн, обустройство беседки для игры в домино и шахматы.

«Вместе с тем, парк Александрино в ближайшие годы ожидает масштабная реставрация. Поэтому уже сейчас комитет по благоустройству начнёт готовить для реставрации проектно-сметную документацию совместно с комитетом по энергетике, комитетом по информатизации и связи, с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры», — информировал всё тот же пресс-релиз Смольного.

Пока никаких масштабных работ в Александрино не замечено. Новые скамейки и урны, санитарная вырубка погибших или больных деревьев, подсыпка песка на дорожки — всё это, конечно, замечательно, но такие работы лишь более-менее поддерживают парк в том состоянии, в котором он находится уже много лет.

Такая хрупкая вечная классика

Главных проблем две. Во-первых, действительно водоотведение, поскольку местность окрест сырая — болота, овраги, подземные ключи. Недаром ещё в XVIII веке владельцы местных усадеб сооружали всевозможные запруды, бассейны, искусственные протоки и т.п. В Александрино нужно приводить в порядок не 500 метров в год, а полноценно реконструировать ВСЕ дренажные канавы, как и переходы через них.

Во-вторых, система освещения парковых дорожек и площадок, которой на сегодня практически нет. Один из результатов — парк постоянно фигурирует в криминальных сводках. Попасть здесь «в приключение» в тёмное время суток легко может любой прохожий.

Кроме того, девелоперы «навтыкали» прямо на границе парка дополнительные «человейники», уплотнив застройку, увеличив населённость и потребность в автомобильных стоянках. Всё это не улучшило ситуацию в Александрино и вокруг него. Про испорченные панорамные виды, пожалуй, промолчим…

Немного истории

В 1710-е, когда активно начались работы по сооружению Петергофа — «Русской Версалии», Пётр I у древней дороги, идущей вдоль высокого гребня — древнего берега Балтийского моря — из Санкт-Петербурга к новой царской резиденции, даровал земельные участки своим приближённым. Предполагалось, что тут будут построены дворцы и разбиты парки, что сделает этот путь достойным въездом в новую столицу с той стороны, откуда и прибывали на берега Невы разнообразные европейские гости.

Территория нынешнего парка Александрино входила в надел, доставшийся сестре Петра царевне Наталье Алексеевне (12-я верста Петергофской дороги). Дело было в 1714-м, а через два года в 42-летнем возрасте хозяйка поместья скончалась. Скорее всего, за это время на подаренной ей даче она ничего не обустроила.

Царевна Наталья Алексеевна

Впрочем, есть свидетельства, что именно здесь располагался путевой дом Петра I, который использовался им для отдыха по дороге в Петергоф. Возможно, что этот «дворец» и подаренные сестре угодья служили местом для охоты, хотя будущий император и не замечет в пристрастии к такому «спорту». Также неизвестно, посещала ли хоть раз свои лесоболотные владения близ Петербурга царевна Наталья.

После смерти сестры Петра I принадлежавший ей участок был поделён на два надела. Восточный, со временем превратился в усадьбу Ульянка, а западный — в Александрино.

Эта часть досталась графу Петру Андреевичу Толстому (1645-1729) — дипломату, главе Тайной канцелярии, отличившемуся перед Петром I возвращением из-за границы беглого царевича Алексея. Впрочем, после смерти императора сановник подвергся опале и умер в тюрьме Соловецкого монастыря. После него будущим Александрино владели Лопухины и Репнины. На тот момент здесь был деревянный господский дом и ряд служебных построек.

В 1762 году владельцем усадьбы стал граф Иван Григорьевич Чернышёв (1726-1797) —  генерал-фельдмаршал по флоту, глава Адмиралтейств-коллегии (на протяжении 28 лет), член Академии наук. 1797), сын бывшего денщика Петра I и Евдокии Ржевской — одной из любовниц императора, получившей от него прозвище «Авдотья бой-баба».

Новый хозяин и строит в усадьбе тот дом, который более-менее сохранился до наших дней. Считается, что автором первоначального проекта был Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (1729-1800), по чертежам которого в Петербурге построены здания Академии художеств, Новой Голландии, Гостиного двора, Малого Эрмитажа, костёла Святой Екатерины и др.

Поскольку именно он спроектировал дом Чернышёва на Мойке (на его месте впоследствии сооружён Мариинский дворец), то и графскую дачу на Петергофской дороге тоже приписывают ему, хотя прямых доказательств этому нет. При этом здание, которое мы видим сегодня в натуре и на рисунках XVIII-XIX века как-то почерку зодчего совсем не соответствует.

Фельдмаршал по флоту граф Иван Чернышёв

Усадьба построена по распространённой в русском зодчестве XVIII века схеме. Центральный двухэтажный корпус, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамлённых портиками из четырёх колонн композитного ордера. Этот корпус соединяется двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагается великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом, — говорится в одной из исторических справок.

Сохранился рисунок архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), запечатлевший вид усадебного дома Чернышёва на Петергофской дороге в середине 1780-х (или чуть позднее).

Именно этому зодчему ряд исследователей приписывает проект перестройки дома, произведённой в 1790-е. Тогда бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные, а на портике вместо балкона соорудили треугольный фронтон. Заново были отделаны интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы.

При этом отмечается схожесть получившегося здания с Таврическим дворцом, который спроектировал ученик Валлен-Деламота Иван Егорович Старов (1745-1808). Есть и другие версии. В общем, кто из архитекторов и как к усадебному дому в Александрино «руку приложил» доподлинно неизвестно.

На рисунке Кваренги усадебный дом выглядит иначе, чем сегодня

После смерти графа Ивана Чернышёва дача на Петергофской дороге досталась его сыну Григорию. В 1809 году поместье было продано с торгов «по вексельным искам». Новым хозяином стал купец первой гильдии Фёдор Иванович Ильин. Он, а затем его наследники, владели усадьбой почти 90 лет, содержа дом и парк в идеальном состоянии. В 1898-м её приобретает владелец соседней Ульянки граф Александр Шереметев. С тех пор дача Чернышёва и именуется Александрино́ (по одной из версий, это название — посвящение матери хозяина Александре Григорьевне).

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) — меценат и музыкант-любитель, начальник Придворной певческой капеллы. Сын графа Дмитрия Шереметева от его позднего брака со второй женой Александрой Мельниковой, внук графа Николая Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой).

Окончил Пажеский корпус, корнет лейб-гвардии Кавалергардского полка, адъютант главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа, шталмейстер императорского двора, офицер для особых поручений при Военном министерстве, флигель-адъютант, генерал-майор свиты Николая II.

Получил домашнее музыкальное образование (фортепиано, вокал, композиция). В 1882 году граф создал на свои средства симфонический оркестр, в 1884-м — хор, позднее силами этих ансамблей он устраивал бесплатные концерты в Санкт-Петербурге, а летом — в дачных пригородах столицы (в том числе и в Александрино).

Граф Александр Шереметев
за дирижёрским пультом

В 1900 году им учреждены общедоступные симфонические концерты, которые пользовались огромной популярностью среди горожан, поскольку стоимость билетов была минимальной. В 1910-м на его средства создано Музыкально-историческое общество. Граф сочинял духовную музыку, создал два десятка произведений, исполнением которых часто сам и дирижировал. В 1906 году благодаря его усилиям состоялось первое в России концертное исполнение оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль», а в 1913-м — её первая сценическая постановка.

На свои средства Шереметев учредил две образцовые пожарные дружины в своих имениях Высокое (Смоленская губерния) и Ульянка, последнюю троекратно посещали августейшие представители царствующего дома. Для широкого распространения необходимых знаний граф основал журнал «Пожарный». Им подготовлен проект устава Соединённого Российского пожарного общества, затем граф был избран первым председателем Главного совета этой организации.

События 1917 года застали Шереметева и его семейство на даче в посёлке Тюрисевя (нынешнее Ушково). Таким образом они оказались на территории получившей независимость Финляндии. Впоследствии граф и его супруга перебрались в Париж, закончили свои дни в Русском доме (пансионе для престарелых) в Сент-Женевьев-де-Буа, похоронены на местном кладбище. Неплохо было бы в Александрино если уж не памятник поставить этому выдающемуся деятелю, то хотя бы мемориальную доску ему посвятить…

Отец хозяина Александрино граф Дмитрий Шереметев в юности (портрет кисти Ореста Кипренского)

После 1917 года усадебный дом был превращён в средоточие коммунальных квартир (есть легенда, что в центральном зале жильцы содержали скот). Вдоль восточной границы парка в 1930-е был построен «Стандартный посёлок №3» (индивидуальные деревянные дома).

Разрушенный вражескими обстрелами усадебный дом в Александрино

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов, в руинированном состоянии оно простояло 30 лет. В 1944-м были сделаны обмеры полуразрушенного здания. Был подготовлен проект восстановления усадебного дома, который осуществился лишь в 1960-е под руководством Михаила Михайловича Плотникова (1901-1992), который занимался возрождением многих исторических построек в Ленинграде и его дворцово-парковых пригородах.

С тех пор здание занимает детская художественная школа. И лучшее применение этому старинному дому, который, как и парк, является объектом культурного наследия федерального значения, невозможно себе представить.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно