Александр Карпов – прославленный ас ленинградского неба

Karpov_3.
20 октября 1944 года самолёт Александра Карпова рухнул в Финский залив…

75 лет назад, 20 октября 1944 года, при перелёте из Таллина на Гатчинский аэродром, погиб известный советский лётчик-ас Александр Карпов, прославившийся при защите от немецких налётов Дороги жизни и блокированного Ленинграда. За свои боевые заслуги он был дважды удостоен звания Героя Советского Союза.

Путь в авиацию

Путь в авиацию Александра Карпова типичен для молодых людей, живших в то время. Родился в 1917 году в крестьянской семье в деревне Филенево Калужской области, после окончания семилетней школы поступает в фабрично-заводское училище, затем, вплоть до 1939 года, работает слесарем инструментального цеха Калужского машиностроительного завода. В свободное время Александр занимается в аэроклубе Осоавиахима. Руководство аэроклуба, отметив успехи Карпова, выдаёт ему направление в Качинскую военную авиашколу, и с этого момента вся его дальнейшая жизнь оказывается связана с авиацией.

Выпустившись из авиашколы в звании младшего лейтенанта, Карпов направляется в часть, дислоцированную на Украине, где в числе первых советских пилотов осваивает истребитель нового поколения Як-1.

С началом войны, в июле 1941 года, 123-й истребительный авиаполк ПВО, где служит герой нашей истории, перебрасывается под Москву. Здесь он знакомится со старшим лейтенантом Иринеем Беляевым, который станет его другом и напарником. В паре с ним Карпов неоднократно вылетает на перехват немецких бомбардировщиков, рвущихся к советской столице.

За годы Великой Отечественной войны Александр Карпов совершил 519 боевых вылетов и принял участие в 130 воздушных боях, сбив 36 вражеских самолётов

В сентябре 123-й авиаполк перебрасывают под Ленинград – на аэродром неподалёку от Тихвина. Именно здесь Карпов открывает счёт своим победам, сбив 29 октябре в небе над Тосно, в группе с двумя другими истребителями, бомбардировщик «Ме-115». А вскоре перед лётчиками авиаполка была поставлена задача особой важности – защита Дороги жизни.

Годы боев и славы

В первую блокадную зиму Дорога жизни подвергалась наиболее интенсивным налетам немецкой авиации, которые осуществлялись практически ежедневно. Лётчикам 123-го авиаполка нередко приходилось совершать до три, а и то пяти боевых вылетов в день. Поначалу нашим пилотам приходится воевать на устаревших истребителях И-16, но постепенно их заменяют поступающие во всё большем количестве на фронт «Яки».

В феврале Карпов сбивает свой второй самолет-истребитель «Ме-109», а в апреле, в паре с напарником, – ещё один.

Май 1942 года становится для него «урожайным». 5 мая он уничтожает очередной «мессер», а 30 мая – сразу три (два лично, и один – в группе).

К концу года пилот доводит свой боевой счёт до десяти вражеских самолётов.

Мастерство Александра Карпова крепнет, в советских газетах его уже называют «известным советским асом». И словно в подтверждение этих слов с января по март 1943 года он сбивает 11 немецких истребителей и бомбардировщиков. Его бессменным напарником становится Ириней Беляев, на чьём боевом счету числится 17 вражеских самолётов. Однако вскоре друзья расстанутся навсегда: в июле 1943 года Беляев гибнет в воздушном бою на глазах Карпова. Вот как тот написал об этом в своём дневнике:

«Гибель Иринея пронзила мне сердце такой болью, что первые секунды после случившегося я ничего вокруг себя не видел и чуть-чуть не был сбит сам. Очнулся лишь тогда, когда услыхал, как по моему самолёту забарабанили пули, а рядом мелькнул знакомый силуэт “Мессера”. В этот миг во мне закипела такая ярость, что я, не осмотревшись как следует, ринулся вслед за промелькнувшим самолётом. И только спустя некоторое время заметил, что остался один против трёх фашистов, которые решили разделаться со мною.

Что было потом, рассказать трудно. Это был какой — то ураганный бой. В этом бою я сбил двух фашистских стервятников и среди них того, от огня которого погиб Ириней. Оставшись один на один с третьим фашистским самолётом, я вдруг обнаружил, что мой боекомплект весь израсходован, и решил идти на таран. Воспользовавшись ошибкой немецкого лётчика, допущенной им при выводе самолёта из пикирования, развил предельную скорость и зашёл “Мессеру” в хвост…

Ну, думаю, сейчас тебя достану и рубану винтом по хвосту. Только подумал, как вдруг самолёт мой резко подбросило, затем повалило набок, и он начал беспорядочно падать. Едва сообразил, что зенитным снарядом у истребителя отбит хвост…

В результате невероятных усилий, хотя и очень близко от земли, мне всё-таки удалось выбраться из кабины и с помощью парашюта благополучно приземлиться. К счастью, это снова была своя территория…»

Гибель друга словно подхлестнула Карпова: до конца июля он сбивает в пяти боевых вылетах семь самолётов врага, что является выдающимся достижением в истории военной авиации.

А в сентябре 1943 года гвардии капитан Александр Карпов удостаивается звания Героя Советского Союза.

«Высококвалифицированный лётчик-истребитель, мастер воздушных боёв, отлично знающий свойства порученной ему боевой машины, умело и эффективно применяет её в боях с врагами. Прекрасно изучив материальную часть самолётов И-16 и Як-7Б, технику пилотирования на них, тактику ведения воздушного боя и повадки немецких лётчиков, не считаясь с численным превосходством врага, смело вступает с ними в бой, благодаря умению и личной отваге уничтожает его», — говорилось в представлении к награде.

В январе 1944 года советские войска переходят в наступление, которое заканчивается полным снятием блокады Ленинграда. Пилоты 123-го авиаполка, переименованного к тому времени в 27-й Гвардейский истребительный авиаполк, вскоре переориентируются для участия в боях над занимаемом финскими войсками Карельским перешейком, перебазируясь на аэродром в Левашове. Особо активно действуют они в ходе Выборгской наступательной операции в июне 1944 года, во время которой Карпов сбивает четыре вражеских самолета. А 30 июня, в районе поселка Юустила, севернее Выборга, он уничтожает «Ме-109», который объявляется советским командованием «тысячным гитлеровским самолётом, сбитым на Як-1 в небе над Ленинградом».

В советских газетах публикуется телеграмма конструктора Александра Яковлева, адресованная Карпову:

«Тысяча фашистских бомбардировщиков и истребителей больше никогда не будут летать в ленинградском небе. Я горжусь, что ленинградские лётчики воюют и на самолётах “Яковлев”. Знаю, что в грядущих боях будете бить врага ещё сильнее. А мы, конструкторы, Вам поможем…»

22 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР Александр Карпов удостаивается второго звания Героя Советского Союза. Он стал единственным в истории лётчиком ПВО, дважды удостоенным этой высокой награды.

Последний полёт

В сентябре 1944 года лётчики 27-го Гвардейского авиаполка участвуют в Таллинской наступательной операции, в результате которого вся материковая часть Эстонии была очищена от немецких войск. Теперь для боевых вылетов можно было использовать аэродромы в Таллине и других эстонских городах.

Ещё летом в 27-й авиаполк по ленд-лизу поступила новая авиатехника – английские истребители «Спитфайр» Мк IX. Карпову, бывшему на тот момент командиром эскадрильи, было поручено освоить этот самолёт, и управляя им он одержал две победы.

Однако очередной вылет на «Спитфайре» стал для нашего аса роковым. 20 октября 1944 года Карпов поднялся в воздух с Таллинского аэродрома и взял курс на Гатчину. Согласно официальным данным, опубликованным в советской печати, заметив над Финским заливом немецкий высотный самолёт-разведчик, он попытался перехватить его, для чего поднялся на высоту 6000 метров, и, предположительно, потерял сознание из-за неисправной кислородной маски, после чего «спитфайр» вошёл в штопор и рухнул в Финский залив.  Самолёт так и не был найден. За три дня до этой трагедии одному из самых известных советских лётчиков-асов исполнилось 27 лет…

За годы войны он совершил 519 боевых вылетов и принял участие в 130 воздушных боях, сбив 36 вражеских самолётов (29-лично и 7-в группе).

Именем Александра Карпова названа одна из улиц и средняя школа в поселке Левашово, рядом с которым располагается военный аэродром, на котором базировался его авиаполк.

Также в честь него названа одна из улиц Калуги и сквер в этом городе, почётным гражданином которого он посмертно стал в 1990 году.

Игорь ЧЕРЕВКО

Вам будет интересно