Очередное объединённое заседание правительства Санкт-Петербурга и правительства Ленинградской области, на котором обсуждался обширный спектр вопросов по созданию петербургской агломерации, состоялось на прошлой неделе.
Интересы регионов взаимоувязаны, а проведение совместных заседаний становится традицией, констатировал губернатор Петербурга Беглов. Руководство города и области характеризуют сближение субъектов как большой успех. Но, как выяснилось за неделю, прошедшую после совещания, одни эксперты недовольны темпами агломерационного строительства, а другие, наоборот, видят в них опасность, считая, что агломерационные процессы приведут к краху российской государственности: «Вместо нашей России на карте останутся всего лишь несколько точек, а между ними — обезлюдевшая, выжженная земля».
«Родина на Неве» предлагает ознакомиться с разными взглядами на тенденцию.
Обсуждение дальнейшего совместного развития Петербурга и Ленинградской области прошло в присутствии не только губернаторов регионов, но и при участии глав местных парламентов, что означает намерение синхронизировать и законотворческую деятельность. Власти города и области демонстрируют намерение усилить агломерационные процессы.
«Планы нашего сотрудничества рассчитаны на долгосрочную перспективу. Мы развиваем горизонтальные связи в экономической и социальной сферах. Это помогает нам в привлечении инвестиций и решении социальных проблем жителей», — заявил Александр Беглов. «Мы научились привлекать инвестиции в развитие агломерации», — поддержал коллегу губернатор 47-го региона Александр Дрозденко, анонсировав совместное продвижение экспортного потенциала.
Если говорить о конкретных задачах, которые обсуждались на заседании, то в их числе и совместное развитие железнодорожной инфраструктуры, и развитие городского метрополитена на территории области, начиная с метро «Кудрово», и строительство дальнего автомобильного обхода вокруг Петербурга. Попутно синхронизируются меры социальной поддержки, медицинской помощи, а также ограничения, связанные с противодействием пандемии. Область и город теперь едины и в плане решения проблем с бытовым мусором: с нового года начал работу АО «Невский экологический оператор». В перспективе — создание единого оператора по утилизации строительных отходов. Продолжается работа по синхронизации стратегии в отношении привлечения иностранной рабочей силы.
Качество жизни граждан на территории, где интенсивно идут агломерационные процессы, объективно улучшается. Помимо прочего, в успешное развитие готов добавлять деньги федеральный центр. Невооружённым глазом видно, как расширяется Петербург за счёт развития приграничных территорий. Всё больше людей из других регионов приезжает, чтобы закрепиться на областной земле, примыкающей к Петербургу и уже, по сути, являющейся её частью.
Абсолютных аналогов развития в России практически нет, кроме столицы с её областью, но схожие процессы найти можно. И далеко не все аналитики считают тенденцию к развитию агломераций позитивной. В частности, в ряде телеграмм-каналов с обширной аудиторией звучат витийства о крахе страны и появлении на её огромной территории пары десятков перенаселённых точек, между которыми будет пустыня.
Например, такую трактовку предлагают авторы канала «Клуб Двинского», в описании которого стоит: «Клуб Двинского — всё, что вы хотели знать о государственном капитализме и российском империализме».
«К сожалению, наши опасения подтвердились. Мы имеем сложившийся тактический союз, который образовался между главным системным либералом России Алексеем Кудриным и вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Речь идёт об агломерационной стратегии России. Сислибы готовятся нанести куда более сильный удар по нашей стране, чем все предыдущие удары. Контроль Центробанка со стороны МВФ, изъятие триллионов рублей из экономики, огромный отток капитала — все эти вещи исправить можно. Однако в том случае, если население страны сгонят в несколько десятков агломераций, российской государственности может прийти конец. Вместо нашей России на карте останутся всего лишь несколько точек, а между ними — обезлюдевшая, выжженная земля. Увы, но государственникам противопоставить здесь нечего», — говорится в публикации канала.
«Алексей Кудрин обеспечивает теоретическое обоснование и смысловое наполнение агломерационной стратегии. Основная мысль — якобы только агломерации могут обеспечить экономический рост. Марат Хуснуллин обеспечивает практическую реализацию агломерационной стратегии. Его задача — создавать агломерации быстро и «эффективно». Разумеется, ключевым свойством агломерации является массовая застройка человейниками, которые в народе уже прозвали «хуснуллинками».
Выступая на днях в Татарстане, Алексей Кудрин заявил следующее: «У нас в России сейчас Москва единственный центр, который может соответствовать мировому уровню <…>. Доля Москвы и Петербурга в ВВП страны будет увеличиваться <…>. В противовес этому нам нужно создать несколько крутых таких агломераций. Вокруг Екатеринбурга. Поволжье, Краснодар, Ростов способны на это, частично — Новосибирск, Томск. Мы считаем, в рамках наших оценок, что таким может быть регион, который объединяет и 8, и 9, и 12 миллионов. Вот это уже может быть центром международного уровня с качеством жизни соответствующим <…> Поволжская агломерация имеет значение и в интересах Татарстана. Удачное расположение городов по водному пути достаточно близко».
В общем, агломерация, по замыслу Кудрина должна включать 8-12 миллионов человек. Таким образом, путём несложных подсчётов мы можем определить, что (исходя из всего населения России) таких агломераций будет 12-18. И всё. Вы только представляете, что на огромное территории нашей страны останется всего лишь 12-18 точек?
И совершенно непонятно, о каком росте экономики агломераций говорит Кудрин. За 10 лет (2010-2019) ВРП Москвы вырос на 12,4%, в то время, как ВВП всей страны вырос на 22%. И это при том, что в середине «десятых» мы имели нефтяной шок, который сказался серьёзным образом на экономике России, но практически не задел ВРП Москвы. Наоборот, экономический рост агломераций ограничен объективными факторами. Это можно посмотреть на примере Европы, где ещё до кризиса 2020 года уже не знали, как поддерживать рост. В это же время, низкая база регионов даёт возможность интенсивного развития путём перезапуска реального сектора экономики.
Складывается такое ощущение, что Кудрин живёт не в XXI, а в конце XIX — начале XX века. Тогда, действительно, было важно согнать людей в города, поскольку при промышленном переходе требовалось огромное количество рабочих рук. Важно это было во второй половине XX века, когда западная и азиатская экономики сделали рывок за счёт урбанизации населения.
Однако сейчас у нас уже полным ходом идёт четвертая промышленная революция (в трактовке Глазьева, а не Шваба). Сейчас нет никакой необходимости запирать людей в мегаполисах. Наоборот, важно создавать небольшие города, имеющих свою специализацию. В качестве удачных примеров можно привести Иннополис или Сириус. Именно там создаются новые передовые продукты, когда учёные и разработчики находятся в своём кругу, а не живут в человейниках среди непонятных им людей. Современные технологии позволяют эффективно (даже более эффективно) коммуницировать на расстоянии. Сфера услуг, когда необходима максимальная концентрация людей в одной точке, уже не является драйвером роста. Это можно посмотреть на примере Москвы.
Необходимо не сгонять людей в агломерации, а, наоборот, «расшивать» страну. Создавать новые специализированные города-пространства. Осваивать пространство на основе малоэтажной застройки. Осваивать пространство на основе малоэтажной застройки. Но чем руководствуются в своих действиях Кудрин и Хуснуллин — неясно. Это даже не либерализм, а нечто ещё более ужасное. Это прямой путь к гибели страны», — высказывается автор канала.
Так как оценивать развитие агломераций? Повод ли испытывать оптимизм? Или эти перспективы должны у нас вызывать ужас? Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников в общении с «Родиной на Неве» высказал мнение, что нужно дифференцировать определённые вещи и руководствоваться логикой.
«Здесь нужно разделять несколько вещей, часто путают квадратное с зелёным. Одно дело — агломерации, рост больших городов, это неизбежная тема, которая идёт во всём мире. Люди постепенно переезжают в большие территориальные образования. Это связано с рядом вещей: чем крупнее образование, тем выше уровень жизни и больше возможностей — кафе, аквапарки, филармонии, цирки, 3D-кинотеатры и так далее. Людей привлекает комфорт, это естественное стремление. Крупные города продолжат расти, сёла, деревни и маленькие города постепенно будут пустеть. Хотя и останутся какие-то люди, которые предпочитают пение соловьёв и жизнь у стен древнего монастыря. Большинство же всё-таки будут стекаться в большие объединения, агломерации.
Но агломерации в большинстве своём — это не объединение субъектов. Практически все агломерации, которые есть в нашей стране — это агломерации внутри одного и того же субъекта. Рост Новосибирска, Красноярска, Краснодара, Ростова, Волгограда — это рост города внутри одного и того же субъекта. Город территориально расширяется, к нему присоединяются другие населённые пункты. Нормально, когда это идёт планово, системно, а не когда стоит задача с нового дня считать город полуторамиллионным, и все деревни вокруг него вносятся в городскую черту. Это «липа», жизнь от этого лучше не становится. Но если город плавно расширяется, потому что там лучше жить, создаётся больше рабочих мест, повышается квалификация, растёт производительность труда, строятся университеты — то это естественной живой процесс. Это объективный процесс роста агломераций, с этим нужно аккуратно и системно работать.
Другое дело, когда Хуснуллин говорит, что ему неинтересно заниматься вопросами Курганской области или Ненецкого автономного округа, и давайте их впишем в единую структуру с крупными субъектами рядом. Это будет их головная боль, как эти отдалённые субъекты будут жить и расти. Это совсем другой процесс. Попытка переложить с правительства вопросы развития регионов на региональные власти — это желание уйти от решения проблем, которые стоят перед этой же властью: пусть не мы отвечаем за проблемы, а какой-нибудь местный чиновник. Очевидно, что общий бюджет больше не станет, если к одному бедному региону присоединить второй нищий. А все регионы, за исключением десятка регионов-доноров нашей страны, такие.
Единственные агломерации, которые выходят за границы одного и того же субъекта, это Санкт-Петербург и Москва. Вопрос роста петербургской агломерации автоматически ведёт к обсуждению взаимоотношений Санкт-Петербурга и соседнего субъекта федерации — Ленинградской области. Да, здесь это объективный процесс, и двум субъектам нужно договариваться. Потому что, очевидно, что большая часть населения Ленинградской области уже входит в петербургскую агломерацию. Они чувствуют себя частью петербургской агломерации, пользуются метро, петербургскими аквапарками, зоопарками, их дети будут учиться в петербургских университетах и так далее. Здесь властям приходится решать естественный вопрос взаимодействия на границе двух субъектов.
Когда идёт речь об остальных слияниях с предложением пристегнуть к одним бедным субъектам другие — это совершенно про другое. То, что говорил Кудрин, это смесь вопросов агломерации, объединения субъектов. При этом он зачем-то это привязал к Татарстану. <…> Разговоры о создании каких-то мифических укрупнённых межтерриториальных экономических зон ведутся, наверное, уже лет пять, и этот проект был, но что это такое, никто не знает. Как это будет сочетаться с федеральными округами, тоже никто не знает. Разговор о новых экономических зонах, да, в повестке дня стоит, но никем не объяснено, что это за зверь и как он будет выглядеть.
Возвращаясь к началу разговора, отмечу: агломерации есть и будут, и они будут развиваться. Это будут зонами притяжения, центрами роста и промышленности, и науки. Сколько их будет, вопрос отдельный. Но они есть. В своё время Минрегионразвития, когда им ещё руководил министр Слюняев, позже ставший в Петербурге вице-губернатором Албиным, предложил проект какого-то количества агломераций (больше 20-ти они тогда нарисовали). Подобное будет, а всё, что касается укрупнения субъектов и создания объединений между субъектами, на мой взгляд, крайне проблемная вещь. Мы два года назад видели попытку объединить НАО и Архангельскую область, которая с треском провалилась.
Что касается Петербурга и Ленинградской области, то процесс интеграции объективно идёт, он будет развиваться дальше. Но мы совсем другие. Ко всей остальной стране это не имеет ни малейшего отношения».
Своим мнением о процессах создания петербургской агломерации с «Родиной на Неве» поделился петербургский политик Валерий Шинкаренко, который за последние несколько лет неоднократно высказывался за объединение Петербурга и Ленинградской области в один субъект Российской Федерации:
«Я много раз говорил, что с управленской точки зрения формула «одна агломерация – два субъекта Федерации», будет неэффективной. Кто за что отвечает и кто чем должен заниматься? Как распределяются зоны ответственности? Два года, с января 2020 года, чиновники Санкт-Петербурга и Ленинградской области говорят о создании современной петербургской агломерации. Говорили, что в Координационный совет города и области включат представителей общественности. Включили? Если да, то кого? Неизвестно.
А главное, что за это время сделано? Чиновники проехали по железной дороге на поезде с Ладожского вокзала до Кудрово и пришли к заключению, что нынешнее состояние путей не позволяет наладить регулярное железнодорожное сообщение между этим городом и Петербургом. Ещё проложен съезд в Западное Мурино с кольцевой дороги. Но прокладка этого съезда была запланирована ещё до того, как главы Ленинградской области и Петербурга заявили о создании Петербургской агломерации. Строительство станции метро в Кудрово? Хорошо, конечно, что наконец чётко обозначены сроки, когда она будет построена, но это ещё советский проект. Откровенно говоря, всё пока сводится к разговорам и рекламным ходам.
Чтобы ускорить процесс создания единой петербургской агломерации, глава российского государства Владимир Путин в июле прошлого года провёл даже совместное совещание с главами Ленинградской области и Петербурга, на котором были обозначены первостепенные совместные задачи регионов. Но глава государства не может всеми региональными процессами руководить в ручном режиме. Нужен конкретный кто-то, кто будет эти задачи выполнять. Проще говоря, конкретный глава региона. Считаю, что на фоне создания петербургской агломерации мы получили все необходимые аргументы в пользу идеи объединения Ленинградской области и Петербурга в один регион».
Юлия Медведева