Аэродром в Левашово становится «газдромом»

Левашово1

На днях объявлено, что Министерство обороны РФ и «Газпром» заключили концессионное соглашение о реконструкции военного аэродрома в Левашово близ Санкт-Петербурга с целью «совместного базирования». Воздушная гавань для «миллиардерских» самолётов?

Вид на аэродром в Левашово с высоты птичьего полёта

Соответствующее поручение правительству президент Владимир Путин подписал ещё 14 августа 2019-го со сроком исполнения 1 декабря того же года, завершение реконструкции аэродрома предусматривалось не позднее 2022-го. Как видим на всё про всё по части бюрократии (включая разработку проектно-сметной документации) понадобилось два года.

Теперь сообщается, что проект модернизации воздушной гавани в Левашово планируется осуществить до 2023 года. Речь идёт о реконструкции взлётно-посадочной полосы (до конца 2022-го), строительстве ряда сооружений и прокладке коммуникаций (объекты водосточно-дренажной системы, патрульная дорога, периметральное и шумозащитное ограждение), а также дооснащении аэродрома «необходимым аэронавигационным и метеорологическим оборудованием». Будет возведён и вокзальный комплекс с перспективной пропускной способностью 250 пассажиров в час.

Военное ведомство в своём сообщении указывает, что «реализация концессионного соглашения позволит создать современный аэродром совместного базирования военных и гражданских воздушных судов». Финансирование проекта осуществляется полностью за счёт средств ПАО «Газпром» (более 10 миллиардов рублей), которое и выступило с предложением о такой модернизации и совместном использовании аэродрома в Левашово, где уже «ведутся строительно-монтажные работы».

Ещё в 2019 году, когда появилось соответствующее поручение президента, сообщалось, что по концессионному соглашению Министерство обороны РФ будет иметь право распоряжаться земельными участками, на которых находится аэродром. При этом часть земель, где нет капитальных строений и коммуникаций, будет передана из государственной собственности третьим лицам, а вырученные средства направлены на реконструкцию здешних военных объектов.

Кстати

Аэродром в Левашово создан в 1937 для авиаремонтного завода. С первых дней Великой Отечественной войны после утраты стационарных аэродромов в Горелово, Пушкине, Гатчине и Сиверском активно использовался как для взлёта/посадки отдельных самолётов, так и для базирования авиационных полков.

В настоящее время аэродром первого класса в Левашово, расположенный на северо-западе Петербурга (примерно в 10 километрах от газпромовского небоскрёба в Лахте), занимает территорию площадью 415 гектаров. Его лётное поле имеет форму прямоугольника размером 3100 на 360 метров.

Полноценная взлётно-посадочная полоса (ВПП) была построена здесь в 1954 году, в 1978-м она покрыта асфальтобетоном поверх металлических плит, в 1983-м её удлинили на 264 метра, в 2008-м реконструировали. Длина ВВП в Левашово составляет 2680, а ширина — 40 метров. Аэродром способен принимать самолёты Ту-134, Ту-154 и все более лёгкие, а также вертолёты всех типов.

На этой схеме видно, что зона действия аэродрома Левашово распространяется и на территорию Ленобласти

Нынешний проект модернизации предполагает, что в Левашово будут обслуживать чартерные рейсы, бизнес-авиацию и малые грузовые перевозки. Один новый административный корпус аэропорта будет рассчитан на работу 200 человек обслуживающего персонала, а второй — для 300 сотрудников авиакомпании «Газпром авиа». В аэропорту, который будет связан специально построенным съездом с Кольцевой автодорогой у развязки с Парашютной улицей, планируется организовать и международный пункт пропуска.

Кстати

Аэропорт в Левашово по площади примерно в два раза меньше Пулково. При максимальной загрузке в год здесь смогут обслужить 1,7 миллиона пассажиров. Для сравнения: в доковидном 2019-м главная воздушная гавань Петербурга обслужила 19,6 миллиона путешественников.

Работать в новом аэропорту будет, естественно, дочерняя компания «Газпрома», которая так и называется «Газпром авиа». Это общество с ограниченной ответственностью (ООО), как говорится на его официальном сайте, образовано в 1995 году и сейчас «представляет собой крупнейшую корпоративную авиакомпанию России, выполняющую внутренние и международные рейсы из аэропортов Остафьево, Внуково, Пулково, Бованенково и Ямбург».

Аэродром Левашово находится лишь в 10 километрах от газпромовского небоскреба в Лахте

Предприятие управляет международным аэропортом в Остафьево (Москва), внутренними аэропортами Бованенково и Ямбург (Ямало-Ненецкий автономный округ), авиационным учебным центром и имеет филиалы в Самаре, Томске, Ухте, Югорске, а также представительство в Сочи.

Компания занимается доставкой вахтового персонала на газпромовские промыслы, чартерными воздушными перевозками, бизнес-рейсами и сопутствующим обслуживанием, авиаразведкой и мониторингом магистральных газопроводов и др. Продажи авиаперевозок производятся через собственное Агентство воздушных сообщений.

«Газпром авиа» имеет в своём составе свыше 30 самолётов (Boeing 737–700, Dassault Falcon-7X, Dassault Falcon-900В, Dassault Falcon-900EX EASy, Dassault Falcon-900LX, Sukhoi Superjet 100) и более 100 вертолётов (Ми-2, Ми-8, Ka-26, Ка-226, Eurocopter EC-135, Eurocopter EC-155).

Судя по всему, развитие и использование аэродрома в Левашово будет происходить по образу и подобию Остафьево, расположенного в Новомосковском административном округе столицы России близ поселения Рязановское и объявленного «самым удобным аэропортом Московского авиаузла для деловой авиации». Он эксплуатируется «Газпром авиа» с 1997 года, открыт для международных рейсов с 2003-го. По действующей в России классификации ему присвоен класс «В», по стандарту Международной организации гражданской авиации (ИКАО) — «4D».

Правда, пассажирский терминал в Остафьево имеет пропускную способность до 70 пассажиров в час (до 40 на международных авиалиниях), что почти в три раза меньше, чем показатель, заявленный на перспективу для Левашово.

Так выглядит аэровокзал в московском Остафьево

Кстати

В советское время для малой авиации использовался аэропорт Ржевка (близ посёлка Ковалёво во Всеволожском районе Ленинградской области), но ряд причин, в том числе и запутанность имущественных отношений в результате приватизации, не позволил восстановить эту воздушную гавань в прежнем качестве. Судя по всему, в ближайшие годы территория аэропорта будет застроена многоквартирными домами.

Ещё в СССР для Ленинграда предполагалось построить, помимо Пулково, крупный аэропорт близ Мги (посёлок в Кировском районе Ленинградской области, расположенный примерно в 50 километрах от Санкт-Петербурга). Там якобы до сих пор зарезервирован под этот проект крупный участок земли, но о возможной реализации этой идеи давно ничего не слышно.

И, наконец, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко не первый год пытается продвинуть идею использования бывшего военного аэродрома в Сиверском (Гатчинский район) для создания новой пассажирской воздушной гавани.

Буквально на днях проект создания этого аэропорта глава Ленобласти обсуждал с руководителем группы компаний «Евросиб» Дмитрием Никитиным. О каких-то конкретных договорённостях на сей счёт ничего не сообщается.

Видимо, проблема с осуществлением этой идеи связана не только со значительными капиталовложениями, но и с географией — Сиверский расположен сравнительно недалеко от Пулково, которое в таком «дублёре» явно не нуждается.

Игорь Теплов

Вам будет интересно