Царскосельский дворцово-парковый музей-заповедник получил от реставраторов копию атланта с фасада Екатерининского дворца, созданную с учётом уникальной находки. Теперь скульптура «известна в лицо».
В середине января экспозиция музея-заповедника «Царское Село» пополнилась новым экспонатом. Копия статуи атлантов, украшающих фасады Екатерининского дворца, выполнена на основе находки 2020 года во дворце Александровском. Тогда здесь обнаружили голову статуи атланта времён Франческо Бартоломео Растрелли, который, собственно, и спроектировал здание для императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века.
Как заявлено на официальном сайте ГМЗ «Царское Село», модель весом около 300 килограммов «станет эталоном при реставрации атлантов» которые украшают фасад Екатерининского дворца (всего таковых насчитывается 52 статуи, выполненные из гипса). Выполненная реставраторами скульптура теперь установлена в цокольном этаже Камероновой галереи.
«Долгое время музей находился в поисках наиболее сохранившейся модели для реставрации атлантов. Раритет обнаружили три года назад при вскрытии полов в одном из служебных помещений в центральной части здания. Предположительно, гипсовая голова попала туда при переоборудовании Александровского дворца в 1949 году для военного ведомства. В это же время на фасаде Екатерининского дворца велись работы по реставрации сильно пострадавших во время Великой Отечественной войны фигур атлантов. Особенно повреждённые части скульптур, в основном головы, плечи, руки, заменяли на более долговечные детали из цемента на металлической арматуре», — говорится в информационном сообщении ГМЗ «Царское Село».
Дело в том, что при реставрации Александровского дворца под полом одного из служебных помещений была обнаружена гипсовая голова атланта Екатерининского дворца в белее-менее хорошем состоянии. Музейщики предполагают, что этот скульптурный фрагмент оказался тут при переоборудовании Александровского дворца в 1949 году для нужд военного ведомства. Именно в это время велись работы по реставрации фасада Екатерининского дворца, сильно пострадавшего во время Великой Отечественной войны. Тогда повреждённые части скульптур атлантов (в основном, головы, плечи, руки) заменили на более долговечные — из цемента на металлической арматуре.
Найденный в Александровском дворце лик исторического атланта был расчищен реставраторами, при этом на нём даже были обнаружены фрагменты позолоты.
«По пластике, габаритам, материалу исполнения и в первую очередь по сохранившимся фрагментам золочения стало понятно, что этот юноша создан во времена Растрелли, что, конечно, делает эту находку чрезвычайно ценной для музея», — сообщает ГМЗ «Царское Село».
С обнаруженной в Александровском дворце головы атланта специалисты компании «Пик», занимавшиеся реставрацией фасада Екатерининского дворца, сняли форму. А также с торса имеющихся статуй. Затем они отлили копию скульптуры в гипсе и изготовили её виксинтовые формы, которые позволят изготовить аналогичные статуи в последующем.
«Атланты — выразительное, эффектное, знаковое, но очень уязвимое украшение фасада. Они сильно выступают за его плоскость, поэтому больше всего страдают от петербургского климата, дождей и наледи. В связи с этим реставрировать повреждённые скульптуры приходится практически постоянно, и точная модель для последующей реставрации всех атлантов для нас представляет большую ценность, — отмечает заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации Наталья Кудрявцева.
Статуи атлантов один на фасадах Екатерининского дворца изначально были покрыты позолотой, но климатические условия сыграли свою роль, и при Екатерине II декор было решено красить. Такой подход используется поныне.
Обнаруженная в Александровском дворце голова атланта теперь хранится в фондах музея и иногда демонстрируется на выставках.
«Работы по реставрации фасадов Екатерининского дворца осуществлялись по проекту института «Спецпроектреставрация» с перерывами в 2010, 2014-2015 годах. Их ремонт и поддерживающие работы производятся регулярно за счёт внебюджетных средств музея», — сообщает пресс-служба дворцово-паркового заповедника.
Интересно, что в ходе реставрационных работ в церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца за обшивкой иконостаса были обнаружены 182 фрагмента декора храма. Предполагается, что этот «схронв послевоенные годы сделали сотрудники музея «в надежде, что к возрождению интерьера рано или поздно приступят». Из 54 этих элементов была собрана одна из створок Царских врат.
В связи с реставрационными работами в музее-заповеднике «Царское Село» отметим воссоздание апартаментов Николая II и его семьи в Александровском дворце («Родина на Неве» подробно рассказывала об этом, текст можно прочитать здесь), Ратной палаты, павильонов «Арсенал» и «Шапель» в Александровском парке, церкви Воскресения Христова и Лионского зала в Екатерининском дворце. Продолжаются работы в Александровском дворце и в Императорской ферме.
Продолжается с 2019 года и воссоздание личных комнат Екатерины II в Зубовском флигеле (корпусе) Екатерининского дворца в Царском Селе, оформление которых полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны. Об этом «Родина на Неве» тоже подробно рассказывала. Работы проводятся в рамках проекта «Екатерина II. Личное пространство», который музей-заповедник реализует при поддержке ПАО «Газпром».
«Квартира» великой императрицы состояла из девяти комнат (Купольный и Китайский залы, Опочивальня, Серебряный, Синий (Табакерка) и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната, Камерюнгферская и Уборная). Их интерьеры спроектировали Чарльз Камерон (1745-1812) и Джакомо Кваренги (1744-1817). Покои соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня» («Агатовые комнаты»).
Искусствоведы отмечают, что в этих изысканных комнатах Екатерины II в Зубовском флигеле демонстрировалась «простота со вкусом» — почти без позолоты и резьбы, богатых тканей и ковров, обилия картин и мебели, но зато — много пространства и воздуха. В отделке использованы необычные материалы — синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала с элементами витражной техники. Во многом эти «оригинальности» обусловили сложность работ по воссозданию этих интерьеров.
Во время Великой Отечественной войны комнаты Зубовского флигеля, сохранявшие отделку конца XVIII и середины XIX века, были почти полностью уничтожены пожаром, в результате которого в здании обрушились перекрытия. Сохранились только остатки мраморных каминов, фрагменты живописи плафонов и т.п. В 1944-1946 годах были произведены обмеры объёмов, сняты и подвергнуты консервации образцы лепки и других деталей художественной отделки.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта ГМЗ «Царское Село» и справочных ресурсов Интернета