110 лет назад началось строительство Большеохтинского моста

Bolsheohtinski_most_11

26 июня 1909 года, за день до двухсотлетнего юбилея победы в Полтавской битве, в Петербурге, на левом берегу Невы, неподалеку от впадения в нее реки Охты, состоялась торжественная закладка нового моста, который назовут именем Петра Великого, а в советское время переименуют в Большеохтинский. Он будет играть важное значение в транспортной инфраструктуре Северной столицы и станет одной из её достопримечательностей.

Охта. История места

Район, впоследствии получивший название Охта, находится на правобережье Большой Невы, напротив Смольного собора. Впадающей в Неву рекой Охта он делится надвое – на Большую Охту по правому её берегу и Малую Охту – по левому.

Первые поселения людей в районе впадения реки Охты в Неву возникли около десяти тысяч лет назад

Согласно археологическим изысканиям, первые поселения людей возникли здесь около десяти тысяч лет назад, впоследствии этот район населяли финно-угорские племена.

С X века район, примыкавший к Неве, приобретает важное стратегическое значение, так как именно через него проходил путь «из варяг в греки».

К началу XIV века относятся летописные сведения о существовании в этом месте наблюдательного поста, построенного новгородцами. В период «смутного времени», в ходе русско-шведской войны, эта территория захватывается шведами, которые основывают здесь в 1611 году крепость Ниеншанц (буквально – «Невское укрепление»).

Во время Северной войны, в мае 1703 года, русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Шереметева захватывают крепость, а сама она переименовывается в Шлотбург (в переводе с голландского – «Замок-город»).

Ниеншанц-Шлотбург вполне мог бы стать базой для строительства новой российской столицы, однако Пётр I принял другое решение, основав на Заячьем острове Петропавловскую крепость, так как счёл, что бывшее шведское укрепление находится слишком далеко от Финского залива, и шведы легко смогут отрезать новый город от моря, блокировав устье Невы.

Тем не менее, крепость и её бастионы были сохранены, хотя и без гарнизона и орудий. А на прилегающей к ней территории стали селиться крестьяне и ремесленники, «переведённые» сюда для строительства новой столицы. Собственно, так и возник производственно-жилой район Охта.

В период «смутного времени», в ходе русско-шведской войны, эта территория захватывается шведами, которые основывают здесь в 1611 году крепость Ниеншанц

Известно, что на территории крепости в 1740-60-х годы был устроен питомник с оранжереями, где выращивали деревья и кустарники для петербургских садов и парков. А в конце XVIII века у стен крепости возникла судоверфь.

Ко второй четверти XIX века район Охты настолько разросся и был столь плотно заселен, что в 1828 году был официально включён в состав Санкт-Петербурга как его XIII часть.

И уже на следующий год император Николай I утверждает перспективный план развития Петербурга, которым, в частности, предусматривается строительство моста через Неву, который соединил бы Охту с остальным городом.

Первые проекты

Но план так и остался планом, и мост построен не был. «Рабочую» Охту с городом по-прежнему соединяла лишь паромная переправа. В 1860-х годах в Городской думе вновь вернулись к этой идее, однако ничего путного из этого не вышло. С одной стороны, каждый владелец многочисленных охтинских предприятий настаивал, чтобы будущий мост располагался рядом с его заводом. С другой – активно проявило себя «лобби» паромщиков, которые любыми средствами, включая запугивание и подкуп, стремились сохранить свой бизнес. В итоге, лишь 5 июня 1884 года Совет Городской думы принял решение о строительстве моста от Смольного собора к верфи Крейтона.

И вновь прошло 17 лет, прежде чем в 1901 году был объявлен конкурс на постройку переправы. Интересно, что конкурс этот был международным: свои проекты на него представили архитекторы и инженеры не только из России, но и из Франции, Германии, США, Голландии и Австро-Венгрии. Однако все 16 поданных проектов были отклонены по причине несоответствия техзаданию. В конце концов комиссия остановила свой выбор на внеконкурсном проекте профессора Николаевской инженерной академии Григория Кривошеина (будущего соавтора проекта Финляндского железнодорожного моста через Неву) и военного инженера Владимира Апышкова. Проект носил весьма оригинальное название «Свобода судоходству» и предусматривал неординарное техническое решение: предлагалось оборудовать разводной пролет посередине русла Невы, а дорожное полотно подвесить к нижней части мостовых арок.

Впрочем, и тут не обошлось без проволочек. Хотя комиссия и одобрила проект, но поручила его доработать. На согласование каждой поправки уходили месяцы, которые складывались в годы. Так прошло… шесть лет! Но тут произошло событие, резко ускорившее принятие проекта. Это была гибель парохода «Архангельск».

Гибель «Архангельска»

Вечером 7 апреля 1907 года пароход «Архангельск», обслуживавший паромную переправу между левобережьем Невы и районом Охты, отчалил от пристани рядом с Пальменбахской улицей (ныне – улица Смольного), держа курс на пристань у Охтинского вокзала Ириновской железной дороги, находившегося тогда на пересечении современной Свердловской набережной и Панфиловой улицы.

Вечером 7 апреля 1907 года в Неве, в районе впадения в неё реки Охты, затонул паромный пароход «Архангельск». Погибли 39 человек – половина всех пассажиров

«Адская погода, усилившийся ветер и падавший густой осенний снег застилали от глаз показавшиеся льдины, которые гнало из Ладожского озера. К тому же усилилась темнота. Старой конструкции и довольно ветхий пароходик, который бросало, как щепку, едва достиг фарватера, как налетел на огромную льдину, – описывал трагедию репортёр «Петербургской газеты». – Когда нос парохода наскочил на льдину, раздался треск. Пароход остановился. Старый, негодный винт сломался и пароход накренился на правый бок. Публика бросилась в противоположную сторону. Поднялась безумная давка, крики и плач. Женщины хватались за мужчин, умоляя спасти их, но каждый думал только о себе. Прошло 2-3 секунды, пароход снова качнулся, перевернулся вверх днищем и быстро погрузился в воду. Крики о помощи, плач и стоны неслись по реке. На левом берегу стояла масса народу, жёны и матери погибающих. Стон стоял по всему берегу. Помощи ниоткуда не было… Успевшие броситься в воду и затем показаться на поверхности были частью задавлены и затерты льдинами».

Погибло 39 человек – более половины всех пассажиров. Спаслись лишь те, кому удалось взобраться на льдины, откуда их сняли поспешившие на помощь пароходы и лодки.

Следствие показало, что пароход, принадлежавший коммерсанту Александру Шитову, находился в состоянии крайнего износа и не подлежал эксплуатации, равно как и многие другие корабли его паромного «флота».

В итоге, Шитов отделался выплатой компенсации семьям погибших, а виновными признали… погибших членов экипажа «Архангельска».

В мае император Николай II, пожертвовавший пять тысяч рублей на похороны жертв страшной трагедии и помощь членам их семей, распорядился «не затягивать строительство моста», и уже в сентябре проект Кривошеина и Апышкова был окончательно утверждён.

Строительство

Но прошло ещё два года, потраченных на определение источников финансирования и изготовление ряда узловых элементов будущей переправы, прежде чем 26 июня 1909 года состоялась торжественная закладка моста. Она была приурочена к двухсотлетнему юбилею Полтавской баталии, победу в которой одержал Пётр I. Поэтому мост назвали именем Петра Великого.

Строительство Охтинского моста Петра I

Подрядчиком выступила фирма «Рудзский и К°» из Варшавы. Всеми работами руководил Григорий Кривошеин.

Одной из проблем стала транспортировка трёх разводных пролётов, весом 3660 тонн каждый, изготовленных на Петербургском металлическом заводе. В итоге, под это приспособили старые броненосцы, чьи корпуса переделали в огромные понтоны.

Наконец, 8 ноября 1911 года мост был открыт.

Он представлял собой внушительное сооружение, не имевшее аналогов в мире. Два боковых пролёта длиной 136 метров каждый имеют гигантские металлические арки в виде крыш, а разводные крылья центрального пролёта длиной 48 метров, полностью поднимаются вверх всего за полминуты.

При этом средний пролёт украшен гранитными башнями – маяками с кубическими фонарями, к которым примыкают небольшие башенки в средневековом стиле. Опоры моста и спуск к воде облицованы гранитом. Уже после открытия движения по мосту, в 1912 году, на гранитных башнях установили бронзовые доски с именами авторов проекта и руководителей его строительства.

Общая длина моста – около 340 метров, ширина – 26,5 метра.

Надо сказать, что петербуржцы были не в восторге от внешнего вида новой переправы, сравнивая её с Эйфелевой башней, положенной на бок. И действительно, внешнее сходство имелось, ведь мост был также выполнен из металлических конструкций, соединенных заклёпками. Кстати, сразу же после открытия моста среди горожан распространился слух, что одна из его заклепок – золотая. Якобы строители переправы поставили её «на счастье», а потом закрасили от любопытных глаз. Поэтому городовым неоднократно приходилось задерживать на мосту «золотоискателей», отскабливавших краску с заклепок… Со временем «золотая заклёпка» этого моста стала «городской легендой», которая бытует в Петербурге по сей день.

Как Большеохтинский мост стал Тауэрским

После 1917 года мост переименовали в Большеохтенский, а в 1957 году, ввиду изменения правил орфографии – в Большеохтинский.

Общая длина моста – около 340 метров, ширина – 26,5 метра

Первый капремонт переправы был выполнен только в начале 1980-х годов и затронул лишь её разводной пролет.

А уже в 1993-1997 годах прошла масштабная полноценная реконструкция, в ходе которой, в частности, была восстановлена историческая надпись «Мост императора Петра Великого».

В 2005 году по мосту было прекращено трамвайное движение.

Сегодня Большеохтинский мост остаётся одной из важнейших транспортных переправ через Неву, а также городской достопримечательностью, привлекающей внимание своей оригинальной конструкцией.

…И ещё один интересный факт. В начале 1980-х годов у Большеохтинского моста прошли съемки эпизодов фильма «Сокровища Агры» из знаменитой серии «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях. Промышленный пейзаж Охты походил на набережную Темзы конца XIX века, а центральные башни Большеохтинского моста – на башни Тауэрского моста.

Катер, на котором Холмс, Ватсон и инспектор Лестрейд преследуют злодеев, был взят на прокат у местного жителя. На нём установили трубу, в которой жгли солярку и солому, имитируя дым от работы парового двигателя. В сцену погони также вставили несколько документальных кадров со зданиями настоящего Лондона, но при внимательном просмотре вы узнаёте и набережную Невы в районе Охты, и сам Большеохтинский мост.

Вот так Большеохтинский мост оказался увековечен в одном из лучших фильмов отечественного кинематографа.

Игорь ЧЕРЕВКО

Поделиться ссылкой: