Валерий КОРОВИН: «Время для перепрошивки элит безвозвратно потеряно»

Нынешние элиты сформировались ещё в период либеральной революции Ельцина

Цезаризм и шестая колонна не совместимы с развитием государства

Пока Владимир Путин обращался со своим посланием к нынешним элитам, очередной бывший министр правительства Дмитрия Медведева покинул страну, даже не попрощавшись как, например, это сделал актёр Алексей Панин. Некогда самый богатый министр Михаил Абызов не сильно отличается ни от тех, кто уже уехал, ни от тех, кто ещё отбывает вахту, но уже всё самое ценное эвакуировал. 

Нынешние элиты сформировались ещё в период либеральной революции Ельцина

Дети Абызова давно живут на Западе. Взрослый сын Даниэль — в Лос-Анжелесе, другой сын, а также дочь — в Великобритании, сын от второго брака вместе с матерью на итальянской вилле отца. И это, когда мы говорим о нынешних российских элитах, не исключение, а правило.

Вряд ли всё это поможет нам «дать достойные ответы на вызовы стремительно меняющегося мира, сохранить Россию как цивилизацию, основанную на собственной идентичности на многовековых традициях, на культуре наших народов, ценностях и наших традициях». Ибо проблема элит, способных на всё это, не только не решена, но и настолько запущена и создаёт ситуацию настолько неопределённую, что выход из неё без катаклизмов и серьёзных испытаний для нашей многовековой государственности, уже вряд ли возможен.

Главная недоработка президента — он не занимался воспитанием, подготовкой или «перепрошивкой» элит, а воспользовался теми элитами, умышленно или несознательно, которые достались ему от эпохи либеральной революции.

Ещё бы: ведь нынешние элиты сформировались ещё в период либеральной революции Ельцина. Их мотивация, основные посылы и внутреннее содержание достались Путину в наследство от той эпохи. В сохранении этого кадрового наследия и проявилась главная недоработка президента — он не занимался воспитанием, подготовкой или «перепрошивкой» элит, а воспользовался теми элитами, умышленно или несознательно, которые достались ему от эпохи либеральной революции.

А ведь качество элит является решающим фактором для существования и развития, — если оно, конечно, действительно предусмотрено, — страны. От того, какими взглядами обладает человек, принимающий решения, зависит и само решение, и качество его реализации. Дух, а не буква управления государством полностью связан со взглядами и идеями, носителем которых является тот или иной государственный служащий.

В этом смысле либеральные, западнические, глобалистские взгляды нынешних элит предопределили существование России в течение последних двадцати лет, особенно в сфере экономики и внутренней политики. Эти взгляды были развернуты на Запад. Действующая власть и отдельные её представители все эти годы на личном уровне продолжала связывать себя с Западом. Там же они предполагали жить, хранить свои деньги, семьи, жён, детей, превратившись в так называемую «шестую колонну», как определяет их философ Александр Дугин.

Действующая власть и отдельные её представители все эти годы на личном уровне продолжала связывать себя с Западом. Там же они предполагали жить, хранить свои деньги, семьи, жён, детей.

Шестая колонна — это те люди, которые не бросают открытый вызов президенту и суверенитету России, прямым образом не проклинают собственный народ, как это делают представители «пятой колонны», но при этом качественно от них ничем не отличаются в плане личных идеологических и мировоззренческих предпочтений. Они апеллируют к патриотизму, консерватизму и интересам народа только в качестве конъюнктурной дани тому обществу, которое им «по недоразумению» досталось в управление.

Воспринимая собственный народ как что-то недолиберальное, недозападное, недоглобалистское, как то, что им навесили в качестве балласта, страну как место для вахтовой работы министрами, чиновниками, государственными служащими, а Запад как место для жизни, нынешние элиты особо и не скрывали своего отчуждения. А их показной патриотизм всегда выглядел как нечто наносное и противоестественное. Эти люди, оттопырив губу, говорили о государственных интересах России, о повышении благосостояния народа, об экономическом рывке, при этом цинично реализуя совершенно другие, индивидуальные программы.

Именно поэтому проблема качества элит — одна из важнейших, наряду с отсутствием идеи развития государства. Она является соответствующей по значимости. Она же предопределила качество существования страны в последние двадцать лет. Поэтому, что им ни говори, как к ним не обращайся, к чему их ни призывай, они всё равно будут гнуть свою линию: Запад — благо, глобализация неизбежна, безудержный рынок, корпоратократия и олигархия — всё это способы сдвинуть неповоротливую, консервативную, плохо реформируемую в интересах Запада страну в сторону глобального мира, скроенного по западным лекалам. Это то, что у них в голове, а говорить публично они могут всё, что угодно.

Их показной патриотизм всегда выглядел как нечто наносное и противоестественное.

Такая модель управления государством определялась одним из европейских теоретиков в области идеологий Антонио Грамши понятием цезаризм. То есть это когда государство, во главе с компрадорской буржуазией, неминуемо движется в сторону доминации капитала и глобального рынка, определяемых Грамши категорией гегемония. Но движется не быстро, не обвально, как это было в 1990-х, что вызывало крайнее отторжение и абсолютную ненависть со стороны большинства собственного населения, поставив под угрозу физической расправы само существование элит, а движется постепенно. Плавно, поэтапно демонтируя те мировоззренческие опоры, на которых держится наша государственность, подпиливая их в течении довольно длительного, растянутого периода для того, чтобы население не заметило падения, чтобы демонтаж осуществлялся не так открыто.

То есть цезаризм — это такое поэтапное погружение России в среду глобализации, а народа в среду безудержного рынка, отвечающего интересам международных корпораций и интересам олигархии. Именно олигархии. Не аристократии, если следовать аристотелевской модели, которая противостоит олигархии, а именно той самой, в чистом виде олигархии. Ибо несмотря на оговорки отдельных российских чиновников о том, что «в России нету олигархов», нынешняя модель правления строго укладывается в это определение — власть меньшинства, ориентированного исключительно на личную наживу и ставящего свои собственные интересы выше интересов государства и общества.

Может быть, сейчас нет тех, старых олигархов ельцинского призыва, или почти нет. Зато есть новые, куда более многочисленные, более изощрённые, проникшие в ткань бытия нынешнего государства, и растворившиеся в нынешних элитах, которые, как теперь уже очевидно, не отвечают интересам ни государства, ни народа никоим образом. Лозунги при этом могут произноситься любые, хотя бы для того, чтобы усыпить бдительность масс, продолжая безудержное, неумолимое, но более плавное и незаметное погружение России в глобалистскую систему, в структуру пожирания её транснациональными корпорациями и нынешним, сворачивающимся при этом, глобальным проектом.

Цезаризм — это такое поэтапное погружение России в среду глобализации, а народа в среду безудержного рынка, отвечающего интересам международных корпораций и интересам олигархии.

Вместе с тем, время для «перепрошивки» элит безвозвратно потеряно, «перепрошить» головы тех, что есть, уже невозможно. Можно только полностью сменить политический класс. Для этого в России традиционно существовала отлаженная схема довольно эффективной ротации элит, когда старые элиты отодвигаются царём или генсеком, и отправляются… в другое место. А на их место призываются новые, мобилизованные, пассионарные идеалистические элиты, которые ставят общее выше частного, не мотивированы личной наживой, а мотивированы интересами большинства.

Бывает, что часть из них тоже относительно быстро портится. Но и их можно тоже отправить в другое место, а вместо них призвать новые кадры. И так до тех пор, пока не выкристализуется элита подлинных идеалистов, класс абсолютных, идейных государственников, которые вообще не представляют себе, что такое личное, что такое нажива, и как можно это поставить выше интересов государства и народа.

Такие люди в России есть. Их очень много. Россия, по сути, последний источник идеалистических пассионарных кадров. Но все эти годы Путин был настолько уверен в себе, настолько был убеждён в том, что сам, лично, персонально исправит любую ошибку, «придёт и молча поправит всё» в режиме ручного управления, что его не очень заботило, кто формально занимает тот или иной пост. Теперь же время упущено. Да и сам президент не становится моложе, у него становится не больше сил, а меньше, у него притупляется восприятие и оценка происходящего. В конце концов, он может просто физически не справится с тем количеством вызовов, которые возникают перед государством.

В России традиционно существовала отлаженная схема довольно эффективной ротации элит, когда старые элиты отодвигаются царём или генсеком, и отправляются… в другое место.

Рано или поздно он устало опустится в кресло, закроет глаза, а процессы вокруг него пойдут по воле тех, кого он оставил на своих местах и качеством кого он так и не озаботился. Как бы ни хотел Путин реформировать государство, в патриотическом, консервативном ключе, какие бы социальные изменения не предполагал, какой рывок бы он ни представлял в своей голове, в головах людей которые его окружают всё происходящее видится совершенно иначе. Они видят только свои счета, свои семьи за рубежом, и вопреки желаниям Путина просто продолжают эксплуатировать государство, растаскивая его по оффшорам, не обращая внимания на интересы собственного народа.

Вам будет интересно