«В небе – Сокол-17!»

К концу войны Владимир Лавриненков выполнит 488 боевых вылетов, а в 134 воздушных боях лично собьёт 36 самолётов противника и 11 – в группе

Владимир Лавриненков — лётчик-ас Великой Отечественной войны, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза

Сто лет назад, 17 мая 1919 года, в деревне Птахино Смоленского уезда Смоленской губернии родился Владимир Лавриненков, будущий лётчик-ас Великой Отечественной войны, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза, которому предстоит установить рекорд по количеству сбитых за один месяц вражеских самолётов и совершить рискованный побег из немецкого плена.

Из столяров – в пилоты

Детство и юность Владимира Лавриненкова, казалось, не предвещали героического будущего. Выросший в крестьянской семье, он окончил шесть классов начальной школы, после чего поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где получил специальность столяра и устроился работать на мебельную фабрику под Брянском. Вскоре Лавриненков переехал в Смоленск и стал трудиться на деревообрабатывающем заводе. В свободное время он посещает местный аэроклуб и по-настоящему увлекается авиацией. Руководство аэроклуба отметило способности юного столяра, и в 1940 году Володя по комсомольской путёвке был направлен в Чугуевское военное лётное училище.

Война

С началом войны Лавриненков неоднократно подавал заявления с просьбой направить его на фронт, однако руководство училища поручило ему обучать новых пилотов в качестве лётчика-инструктора. Лишь летом 1942 года он был направлен на Сталинградский фронт, где сразу же добился впечатляющего успеха: в течение августа младший лейтенант Лавриненков на своём Як-7 лично сбил 16 вражеских самолётов различных типов.

К концу войны Владимир Лавриненков выполнит 488 боевых вылетов, а в 134 воздушных боях лично собьёт 36 самолётов противника и 11 – в группе / На фото: Лаврененкову вручают партбилет после вылета

Вскоре, в октябре 1942 года, он назначается заместителем 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. К февралю 1943 года к его боевому счету добавляется ещё 16 самолётов, сбитых лично, и 11 – в группе, а общее количество боевых вылетов доходит до 322, включая 78 воздушных боёв.

Позывной Лавриненкова – «Сокол-17» (цифру «17» он прибавил к позывному по дате своего рождения) вскоре становится известен лётчикам по обе стороны фронта. «В небе-Сокол-17!» — не раз слышали в перехваченных немецких радиопереговорах наши связисты.

1 мая 1943 года Владимиру Лавриненкову присваивается звание Героя Советского Союза.

Казалось, что молодого пилота ждёт блестящее будущее, и он может стать выдающимся асом, за которым не угнаться ни Покрышкину, ни Кожедубу. Но судьба распорядилась иначе…

Плен и побег

В августе 1943 года Лавриненков, пилотируя американской «Аэрокоброй» во главе четвёрки истребителей, вылетел на перехват обнаруженного наблюдателями немецкого самолёта-разведчика FW-189. В районе села Александровка Ростовской области он настиг противника, и прошил его пулемётными очередями. Однако, не рассчитав дистанцию, Лавриненков врезался в хвост уже падающего «фоккера» и был вынужден выпрыгнуть с парашютом.

На земле его уже ждали немцы, и отвели в штаб, расположенный в ближайшей деревне. При обыске у Лавриненкова обнаружили продовольственную книжку с его фамилией, и, сверив её с данными из альбома с газетными вырезками из советских газет, установили его личность.

На вопросы лётчик, невзирая на побои, отвечать отказался, и его решили отправить в глубокий тыл. Интересно, что немцы посадили его и ещё одного пилота-истребителя не в товарный поезд, а в пассажирский, перевозивший немецких офицеров-отпускников. В купе лётчики ехали вместе с конвоирами, вооружёнными автоматами.

При подходе поезда к Фастову, Лавриненков и его товарищ притворились спящими, а затем…

Вот как вспоминает об этом в своих мемуарах сам Лавриненков:

«Поговорив, гитлеровцы снова задремали. Охранники и не думали о сне. Один из них потянулся к верхней полке, стащил набитый снедью здоровенный чемодан, сел, положил его на колени себе и своему напарнику.
У меня учащенно забилось сердце. Это чувствует Виктор. Он ещё плотнее прижимается ко мне. Мы оба прислушиваемся к перестуку колес — поезд замедляет ход.

Снова смотрю на охранников. Один из них поднимает широкую крышку чемодана, она почти закрывает обоих.
Вот он, наш час! Левой рукой я резко опрокинул чемодан на охранников, а правой безошибочным движением быстро повернул ручку двери.

Свежий ветер ударил в лицо. Ветер свободы!

Оттолкнувшись, рванулся вперёд, увлекая за собой Виктора, который не выпускал из рук мой ремень. Так вдвоём, будто скованные, мы врезались в кучу песка, потом, кувыркаясь, покатились под откос.
Вагонные колеса продолжали свой мерный перестук. До нас донеслись встревоженные голоса. Прогремели выстрелы…»

Беглецам удалось благополучно добежать до опушки леса и скрыться в зарослях. Раздобыв в ближайшей деревне гражданскую одежду, они побрели на восток, и вскоре удача вновь улыбнулась им. Спустя неделю лётчики вышли в расположение партизанского отряда имени Чапаева и стали его бойцами. В одном из боев с фашистами погиб товарищ Лавриненкова, бежавший с ним из плена, а вскоре его самого доставили на самолёте в расположение своей части, и после неизбежной в то время проверки в октябре 1943 года он смог вернуться за штурвал самолета.

Снова за штурвалом

Героический побег Лавриненкова, описанный в советских газетах, принёс ему всенародную известность. А 1 июля 1944 года ему повторно было присвоено звание Героя Советского Союза. Следует отметить, что помимо Лавриненкова, только 51 военнослужащий был удостоен этого звания дважды в течение Великой Отечественной войны.

До конца войны Владимир Лавриненков будет воевать в небе над Крымом, Прибалтикой, Восточной Пруссией и Берлином. В октябре 1944 года он станет командиром 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. Однако его боевой счет увеличится незначительно. Это связано с тем, что командование, как правило запрещало ему совершать рискованные вылеты, не желая терять прославленного летчика.

К концу войны он выполнит 488 боевых вылетов, а в 134 воздушных боях лично собьёт 36 самолётов противника и 11 – в группе. Это – 22-й показатель среди советских ассов времён Великой Отечественной войны и четвёртый – среди пилотов других союзных держав (больше самолётов врага лично удастся сбить только двоим американским и одному английскому пилоту).

Помимо двух золотых звёзд Героя Советского Союза, Лавриненков будет награжден двумя орденами Ленина, шестью (!) орденами Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезда, орденом Октябрьской Революции и орденом Отечественной войны 1-й степени, а также многими медалями.

Долгое эхо рокового тарана

В 1949-51 годах, после окончания Военной академии имени М. В. Фрунзе, Владимир Лавриненков будет командовать авиадивизией, а затем служить на командных должностях в авиации ПВО Украинской ССР. В 1971 году ему будет присвоено звание генерал-полковника авиации. С 1977 года – начальник штаба Гражданской обороны УССР.

В начала 1970-х годов врачи обнаружат у него в груди раковую опухоль и придут к выводу, что метастаз вызван сильным ударом. Тогда Лавриненков вспомнит, что в августе 1943 года при злополучном случайном таране «фоккера» он сильно ударился грудью о приборную панель. Теперь это «эхо войны» настигло лётчика. Впрочем, после удачно проведенной операции он проживет ещё долго и скончается в Киеве в 1988 году.

***

Имя Владимира Лавриненкова носит речной круизный четырехпалубный теплоход «Генерал Лавриненков», построенный в 1990 году и выполняющий речные круизы для иностранных туристов по маршруту Москва-Петербург и Петербург-Москва с мая по сентябрь.

Также в Смоленске, почетным гражданином которого Лавриненков был избран в 1982 году, ежегодно проводится традиционный Всероссийский турнир по вольной борьбе среди юношей и девушек памяти Владимира Лавриненкова.

В городе Васильков Киевской области Украины установлен памятник Владимиру Лавриненкову.

Игорь ЧЕРЕВКО

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий