В Калининграде нажали на болевые точки оргнабора трудовых мигрантов

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин внимательно выслушал экспертов и участников организованного набора из Ленинградской области

Очередное заседание Ассоциации Торгово-промышленных палат Северо-Западного Федерального округа на этот раз прошло в западном форпосте России — в Калининграде. Это заседание отличалось от других тем, что на него пригласили чиновников Ленинградской областной администрации и представителей деловых кругов невского края. Мероприятие состоялось 31 января.

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин внимательно выслушал экспертов и участников организованного набора из Ленинградской области

Калининградская пресса, освещая заседание Ассоциации Торгово-промышленных палат СЗФО, оставила без внимания основной вопрос, который разбирали члены Ассоциации — реализацию соглашения об организованном наборе трудовых мигрантов из Узбекистана. Корреспонденты «Родины на Неве» наблюдали за заседанием. И мы с готовностью восполняем этот информационный пробел.

Разбор проблем организованного набора трудовых мигрантов из Узбекистана начался с заявления исполнительного директора Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты Игоря Муравьёва:«Организованный набор трудовых мигрантов — тема более чем актуальная для нашей Ленинградской области, которая стала одним из трёх субъектов Российской Федерации, выбранных пилотами по привлечению рабочей силы из Республики Узбекистан».

Дмитрий Никифоров, заместитель директора государственного казённого учреждения Ленинградской области «Агентство трудовых ресурсов», привёл следующие цифры. Уровень безработицы в Ленинградской области — 4%, в арифметическом исчислении это — 3050 человек. Число востребованных вакансий — 19315. Из них более 22,5% находятся в отраслях обрабатывающей промышленности, 14% — в строительстве. При этом за 2018 год в Ленинградской области выдано 61 285 рабочих патентов гражданам из стран, с которыми Россия заключила соглашение о безвизовом режиме. «Так вот, — уточнил Никифоров, — эта цифра, число выданных патентов, не попала в число вакансий. А должна была попасть! Ведь часть вакансий могли заполнить российские граждане».

По словам председателя рабочей группы Торгово-промышленной палаты по организованному набору трудовых мигрантов Валерия Шинкаренко, российская сторона, которая пытается наладить организованный набор трудовых мигрантов из Узбекистана в рамках подписанного межправительственного соглашения, сталкивается с «колоссальным сопротивлением сил».

Служба занятости Ленинградской, заявил чиновник, «рассматривает организованный набор, реализацию этого соглашения, в первую очередь как инструмент защиты внутреннего рынка труда в пользу российских граждан». «Да, у нас не такая большая безработица, но какие-то привлекательные рабочие места могли бы быть заняты гражданами нашей страны», — считает Никифоров. Ещё одна важная составляющая соглашения — «организация перемещения иностранной рабочей силы, оно делает эти процессы были более прозрачными».

«Но на наш взгляд, это соглашение не защищает интересы российских работодателей» — этим заявлением Никифоров поднял градус обсуждения и раскрыл свои опасения. В сентябре изменилось законодательство Республики Узбекистан. И теперь организованным набором трудовых мигрантов имеют право заниматься не только государственное агентство, но и частные. Их уже зарегистрировано 40, а всего, по имеющийся информации, их появится сто. Таким образом, вновь размывается миграционный поток, но при этом требования к российским работодателям возрастают.

Работодатели, сказал Никифоров, опасаются участвовать в организованном наборе в связи с тем, что он сопряжён с рядом трудновыполнимых условий. Так, по соглашению, работодатель обязан обеспечить мигрантов местами проживания. Это один из наиболее спорных пунктов. «Узбекская сторона трактует его как обязанность работодателей предоставлять общежития на безвозмездной основе, хотя это не всегда оправдано», — пояснил Никифоров.

Работодателей не устраивает также то, что набор мигрантов сейчас занимает два месяца, а оформление разрешительных документов — около 45 дней. Надо это время сократить, а также предоставить налоговые льготы для работодателей — участников оргнабора.

Валерий Шинкаренко призвал не упускать из виду и вопрос национальной безопасности Российской Федерации.

«У нас есть рабочая группа. В неё входят представители МИДа, Министерства образования, Роструда, ФСБ и МВД — только государственные структуры. Людей из предпринимательского корпуса в той группе нет. Как показывает практика, государство редко запрашивает мнение бизнес-структур. Да и действующее законодательство не позволяет войти в эту рабочую группу их представителям. Но если Торгово-промышленная палата обратится с соответствующей инициативой, то эта задача может быть решена», — Никофоров не только описал ситуацию, но и фактически попросил президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации посодействовать решению проблемы.

Председатель рабочей группы Торгово-промышленной палаты по организованному набору трудовых мигрантов Валерий Шинкаренко поднял вопрос об оргнаборе трудовых мигрантов из Узбекистана на политический и даже шире — геополитический уровень. «Мы не можем отгородиться от Средней Азии стеной, как Трамп от Мексики. Нам нужны трудовые ресурсы. Каждый год работоспособное население России сокращается на миллион. Через десять лет работать будет просто некому. И мы не можем отталкивать от себя бывшие советские республики Средней Азии. Иначе наше место займут наши противники. В Узбекистане и так сейчас активно работают американцы», — обрисовал он ситуацию.

«В ноябре 2018 года Узбекистан вошёл в Международную организацию по миграции, которую контролируют американцы, — наполнил Шинкаренко. — Они собираются построить два хаба — в Термезе и Ташкенте. Где будут готовить граждан Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и — внимание! — Афганистана для отправки как трудовых мигрантов в страны СНГ и Восточной Европы. Моджахедам можно бороды брить и отправлять в Российскую Федерацию. И мы никак это не будем контролировать».

Как он сообщил, российская сторона, которая пытается наладить организованный набор трудовых мигрантов из Узбекистана в рамках подписанного межправительственного соглашения, сталкивается с «колоссальным сопротивлением сил», которые отнюдь не заинтересованы в нормальном функционировании этого оргнабора.

По словам Валерия Шинкаренко, ситуация складывается не в пользу российского работодателя. Министерство труда Узбекистана создаётся реестр благонадёжных и неблагонадёжных работодателей.

«Силы эти действуют как в стране исхода, так и вне её, пытаясь поставить под свой контроль потоки трудовой миграции из Центральной Азии. Идёт жёсткая конкурентная борьба на рынке труда. За два года мы взаимодействуем уже с третьим министром труда Узбекистана и второй командой Агентства по внешней трудовой миграции Республики Узбекистан. При том что в ноябре 2018 года очередное руководство этого агентства было арестована за коррупцию при отправке трудовых мигрантов в Республику Корея. Вот такие у нас условия работы в Узбекистане», — рассказал Шинкаренко.

По его мнению, организованный набор трудовых мигрантов из Узбекистана нацелен на то, чтобы обеспечить экономику России трудовыми ресурсами в условиях резкого демографического спада. «Для этого мы и создаём свою инфраструктуру в стране исхода трудовых мигрантов, включая центры обучения русскому языку», — уточнил Шинкаренко. Нельзя упускать из виду и вопрос национальной безопасности Российской Федерации. «Для этого необходимо создать систему мониторинга трудовых мигрантов на базе идеи миграционного телефона. Нами разработана так называемая цифровая платформа мигранта», — сообщил председатель рабочей группы Торгово-промышленной палаты по организованному набору. Также нельзя допустить дискриминации российских работодателей при реализации соглашения об оргнаборе.

Сейчас же, по словам Шинкаренко, ситуация складывается не в пользу российского работодателя. Министерство труда Узбекистана создаётся реестр благонадёжных и неблагонадёжных работодателей. И если работодатель будет признан неблагонадёжным, частным агентствам занятости Узбекистана будет запрещено отравлять им людей. «Любая жалоба на российского работодателя может исключить его из реестра и закрыть доступ к трудовым ресурсам», — разъяснил Шинкаренко. «Оргнабор пока не мы контролируем», признал он и задал риторический вопрос: «Так кто будет арбитром между российским работодателем и министерством труда Узбекистана?»

Валерия Шинкаренко поддержал Игорь Муравьёв. «Если нам удастся общими усилиями поток чёрных денег, который всё равно крутится сейчас в этой сфере, вывести в белое поле, то наши работодатели готовы поддерживать, в том числе и финансово, все такие инициативы, и платить за то, чтобы у них был качественный и легальный набор трудовых мигрантов».

Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин внимательно выслушал экспертов и участников организованного набора из Ленинградской области. И в итоге предложил им: «Если вы полагаете, что соглашение об оргнаборе и другие нормативные документы проработаны не до конца, то давайте начнём с этого, давайте сформулируем вместе Ленинградской областной Торгово-промышленной палатой сформулируем наши предложения. И начнём тогда работать или с Минтрудом, или с правительством в лице его председателя».

Участники оргнабора из невского края пообещали, что вскоре представят все свои соображения.

Дмитрий ЖВАНИЯ

Вам будет интересно