«Само слово “болеть” уже вызывает настороженность»

Что касается феномена «боления», то это - душеный недуг. Его надо исцелять, подавая болельщикам пример христианского поведения
Автор — Андрей КУЗЬМИН, преподаватель философии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова

Великий пост. Православные христианина просят сейчас Господа дать им сил выдержать его до конца – пройти испытание. Время молитвенное. Но выходя из дома, я этого не замечаю. Вот вечером минувшего воскресенья возвращался домой. Вдруг из бара, находящегося рядом со станцией метро, изрыгая матюги, вышли изрядно подвыпившие мужчины в сине-бело-голубых шарфах. Излучая агрессию, они проклинали каких-то свиней и некое мясо. Дома я узнал, что «Зенит» сыграл вничью со «Спартаком» в Москве, а мог и победить, если бы судья назначил «верный пенальти» в ворота москвичей. Я всё понял. У кого Великий пост, а у кого — азартные страсти.

Случайно ли решающие игры хоккейного и футбольного чемпионатов России проходят в дни Великого поста? Не думаю. Наверное, это очередное испытание для русского православного человека. Вокруг азарт — а ты должен сосредоточиться на духовном.

Однако это наложение заставляет задуматься о природе спорта. Так ли она безобидна? Давайте сразу поставим точки над i: спорт — это не то же самое, что физкультура, с помощью которой мы обязаны поддерживать свое тело в хорошей форме. Моё тело – не моё дело, как убеждают нас либералы, подстрекая в том числе женщин к абортам, а дар Божий. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. Тело должно служить бессмертной душе!

Вспомним, что Климент Александрийский писал в своём знаменитом труде «Педагог»: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять своё тело в том, что полезно для здоровья — лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего. Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Что касается феномена «боления», то это — душеный недуг. Его надо исцелять, подавая болельщикам пример христианского поведения

А спорт — это индустрия азарта. Евангелие нас учит кротости, а спорт нацеливает человека на победу, иногда на победу любой ценой, ведь, как гласит языческая мудрость, победителей не судят…

«Спорт неизбежно сопряжён с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал», — рассуждает Сергий Поперечный, настоятель храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области и одновременно — мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратный чемпион России, обладатель Кубка мира. Он знает, о чём пишет.

Говорят, что спорт объединяет… Кого с кем? Спортсменов и болельщиков? Может быть. Хотя я в этом не уверен, учитывая, что сегодня профессиональные футболисты и хоккеисты получают огромные деньги, их годовые зарплаты переваливают за сотни миллионов рублей, в то время как уровень жизни большинства населения падает.

Спорт сопряжён с языческими суевериями. Хоккеисты, например, не бреются «на фарт». Некоторые из тех, что доходят до финала, напоминают уже пушкинского кудесника, проведшего весь своей век «в мольбах и гаданьях». Победители наливают шампанское в кубок и пьют по очереди – всё это языческие практики.

А что творится в душе болельщиков команды, которая проиграла? Я как-то зашёл на болельщицкие форумы и ужаснулся обилию матерной ругани. Говорят, что спорт объединяет… Кого с кем? Спортсменов и болельщиков? Может быть. Хотя я в этом не уверен, учитывая, что сегодня профессиональные футболисты и хоккеисты получают огромные деньги, их годовые зарплаты переваливают за сотни миллионов рублей, в то время как уровень жизни большинства населения падает. Спортсмены — это звёзды, а болельщики — плебс, который имеет лишь право на то, чтобы покричать на матче, а после — взять автографы у своих кумиров. Тщеславие, как указывает Сергий Поперечный, — главный грех спортсменов, они желают «быть великими» здесь — на грешной земле.

Если спорт и объединяет, то только тех, кто болеет за одну команду. Болельщики создают из любимой команды идола. Кумира. И это тоже язычество! И они ненавидят тех, кто поклоняется другим кумирам. «Боление» не объединяет, а наоборот — разъединяет людей на поклонников «Спартака», ЦСКА, «Динамо», «Зенита»…

Болельщики создают из любимой команды идола. Кумира. И это тоже язычество!

Само слово «болеть» уже вызывает настороженность. Апостол Павел называл гибельными такие состояния души, как гнев, ярость, раздражение, злоба. Разве не выплескиваются они из людей на трибунах? Иоанн Златоуст вспоминал, что некоторые из его слушателей, после беседы с ним отправившись на скачки в Колизей, «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач»… Христиане не могли присутствовать на трибунах, поскольку ментальная зависимость от языческой толпы вводила людей в неистовое, греховное состояние души.

А ведь ещё спорт порождает азартный бизнес — всевозможные «лиги ставок». Люди стараются угадать результаты матчей и заработать на этом своём «предсказании». Это занятие можно сравнить с игрой в карты, кости, рулетку, словом, с азартными играми. Если болельщик поклоняется кумиру в лице любимой команды, то «ставочник» — золотому тельцу. Что ещё хуже! Ему главное сорвать куш. Надо ли доказывать, что это богопротивное дело? Азартные игры порождают в человеке алчность, а Библия учит нас быть довольными тем, что есть. Азартные игры делают человека ленивым, не желающим работать, надеющимся на «манну небесную», а Библия не поощряет это. В Библии азарт приравнивается к наваждению: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто охотится за наваждениями, будет терпеть лишения» (Притч. 12, 11).

Апостол Павел заповедует христианам работать и питаться плодами трудов своих: «Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3,12). Азартные игры, когда они приносят деньги, подают играющему «хлеб» других, а не плод его рук.

Если болельщик поклоняется кумиру в лице любимой команды, то «ставочник» — золотому тельцу. Что ещё хуже! Ему главное сорвать куш. Надо ли доказывать, что это богопротивное дело?

Против азартных игр произносили проповеди епископы христианской Церкви, начиная со святого Киприана Карфагенского (III век). В европейской литературе XV-XVI веков описаны различные случаи, когда проигрыш приводил человека к богохульству, за что некоторые расплачивались жизнью. Так, в 1502 году во Флоренции был повешен некий Антонио Ринальдески, бросивший после проигрыша в икону Богоматери куском навоза.

Не жаловали азартные игры и в Древней Руси. Игра в зернь (древнерусская разновидность игры в кости) осуждается в некоторых средневековых русских требниках. Русские церковные юристы негативно оценивали даже шахматы. Так, в середине XVI века протопоп Сильвестр, духовник Ивана Грозного, писал: «Возрадуются бесы и налетят, увидев свой час, и тогда творится всё, что им хочется: бесчинствуют игрою в кости и в шахматы, и всякими играми бесовскими тешатся».

Исследователь Джеймс Хастингс считает, что основным мотивом азартных игр является демоническая мощь страсти, возникающая из желания выгоды и желания испытать возбуждение.

Отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, порицая их за желание победить ради удовлетворения тщеславия и земных почестей.

Конечно же, спорт порождает не только отрицательные явления, но и положительные: он приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным. Недаром отцы Церкви одобряли упорство и аскетические упражнения языческих атлетов, порицая их за желание победить ради удовлетворения тщеславия и земных почестей. Образ тренирующегося ради победы атлета, борца был близок христианскому сознанию. В духовном смысле истинными атлетами были христианские мученики, подвизавшиеся в нелёгком подвиге стояния за веру, ведущие брань духовную за вечную награду на небесах.

Что касается феномена «боления», то это — душеный недуг. Его надо исцелять, подавая болельщикам пример христианского поведения. Я не сторонник запретительных мер. Нельзя всех заставить молиться, поститься и читать Святое писание. Человек делает это по велению души. Если решающие матчи приходятся на Великий пост, значит, так нужно. Значит, Бог посылает нам, православным людям, очередное испытание, через которое мы не только сами должны пройти, но и другим помочь. Собственно, ради этого я и все это и написал.

Вам будет интересно